Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2009
Современные родители озабочены развитием своих малышей. Как показывает опыт, прежде всего интеллектуальным развитием. И этим не все сказано. Под интеллектуальным развитием мамы, папы и бабушки (почему-то дедушки чаще оказываются в стороне от педагогических баталий), как правило, понимают некий «джентльменский набор» умений: читать, считать, знать карту мира. Иногда — писать, уметь включать компьютер. Оперативные навыки ребенка могут, конечно, косвенно свидетельствовать о его развитии. Но только — косвенно. И редко свидетельствуют о действительной развитости малыша. Ведь речь идет не только о памяти, но и о воображении, о способности выстраивать связные сюжеты, задавать вопросы, высказывать предположения.
Детский сад вынужден реагировать на «социальные запросы» родителей. Но на дошкольных работниках лежит и ответственность за формирование культуры родительского «спроса». Поэтому иногда полезно объяснять очень уж ретивым мамам и папам, чем платит малыш за их старания заставить его «поумнеть как можно быстрее и раньше».
Сделать это нашим читателям поможет кандидат психологических наук Нина ПАСТЕРНАК и ее размышления над книгой известного японского бизнесмена, основателя фирмы «Sony» Масару Ибуки «После трех уже поздно».

Умный или счастливый?

Иногда кажется: для того чтобы наш ребенок добился в современном меняющемся мире социального успеха, необходимо интенсивно развивать его интеллект. Насколько верны подобные убеждения, которые нередко приписывают японской педагогической мысли?
Несколько десятилетий тому назад японец Масару Ибука (основатель фирмы «Sony», автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов») совершил настоящую революцию в области детского развития, написав книгу «После трех уже поздно». В ней он утверждал, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а в большой степени развиваются в определенный период его жизни — до трех лет. Происходит это потому, что именно к этому времени на 70–80% формируются структуры человеческого мозга.

«Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг к другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе; только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80% таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется “лобные доли”» [Масару Ибука. После трех уже поздно. http://lib.ru/KIDS/after3.txt, с. 5].

Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Мама и Малыш". В магазине детских товаров Вы можете приобрести такие товары как одежда для малышей, автокресла, коляски, детская мебель, игрушки, детский транспорт, товары для творчества, активного отдыха и другие. Доступные цены, гарантия качества, скидки и акции, доставка по Киеву и Украине, возможность безналичного расчёта. Каталог товаров, цены и контакты смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://mamaimalysh.com.ua.

Личный опыт познания в первые три года жизни, согласно Ибуке, чрезвычайно важен, так как умственное развитие ребенка от рождения до трех лет по своим возможностям аналогично развитию от 4 до 17 лет [там же, с.14].

Важно, что сам Ибука не сводит раннее развитие к тому, чтобы учить ребенка читать или писать. Гораздо важнее, на его взгляд, развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого необходимо окружать ребенка хорошей музыкой, живописью, давать пробовать свои силы в самых разнообразных занятиях с возможно более широким кругом предметов. Однако «ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и мире» [там же, с. 5].

Интересно также, что Ибука поощряет привычку мам часто брать малыша на руки и… спать вместе с ним в одной постели. На его взгляд, тактильный контакт очень важен как для умственного развития малыша, так и для того, чтобы он вырос просто добрым и отзывчивым человеком [там же, с.18].
Сегодня специалисты по детскому развитию согласны с тем, что именно первые три года жизни — это время, когда закладывается будущий фундамент способностей личности. Кроме того, первые детские впечатления оказывают неизгладимое влияние на всю последующую жизнь, в том числе и на то, как ребенок будет относиться к себе и другим людям, миру в целом. Учитывая это, нельзя не согласиться с выдающимся японцем в том, что то, чего ребенок не получил в младенчестве, очень трудно наверстать в последующие годы.
Еще одно чрезвычайно важное замечание Ибуки: интеллектуальное развитие не должно наносить ущерб эмоциональной сфере личности и ее физическому здоровью. Вот что он пишет по этому поводу:

«История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми.
Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство. Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако такие отцы, экономя время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками, лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в личной жизни они бывали несчастливы из-за неправильного воспитания.
Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых «Мыслей». Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии, языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: «Человек — это просто слабая тростинка, но тростинка мыслящая». Но мало кто знает о его признании, что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Блез Паскаль прожил только 39 лет» [там же, с. 47].

Итак, трудно вырастить не гения, а счастливого человека, в котором развиты как интеллектуальные, так и душевные и физические способности.

Рейтинг@Mail.ru