Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2009
В № 20/2008 «Дошкольного образования» мы начали разговор о том, что такое дисциплина и как добиться того, чтобы дети слушались воспитателя.

Уроки дисциплины по Марии Монтессори

Мы познакомили читателей с приемами поддержания дисциплины на занятии.
Однако еще более серьезной является проблема дисциплины вне занятий. Занятие все-таки задает некую формальную рамку для самопроявлений ребенка, конструирует его поведение, задает правила общения между ним и педагогом. Вне занятий пространство общения оказывается гораздо менее формализованным. И здесь главная сложность заключается не только в том, чтобы побудить ребенка слушаться взрослого, но и в том, чтобы регулировать отношения между детьми.
Конечно, мы должны коротко и четко сформулировать свои требования: дети должны знать, что мы будем требовать, чего добиваться. В дальнейшем наши действия по поддержанию дисциплины будут развиваться в двух плоскостях.
С одной стороны, мы будем стремиться сделать жизнь детей вне занятий насыщенной и интересной (предлагать им игры, «серьезные» и «ответственные» задания, что-то рассказывать и т.д.). С другой стороны, мы должны последовательно добиваться соблюдения сформулированных нами правил: без крика, без раздражения — но не пропуская отклонений от норм поведения, каждый раз пресекая нежелательные действия и понятно объясняя ребенку, почему мы так делаем. В некоторых ситуациях приходится не просто препятствовать проявлениям детской агрессии, упрямства и нежелательных действий, но и наказывать за это детей.
Вопрос в том, как наказывать.
Здесь, возможно, для нас окажутся ценными советы Марии Монтессори.

Мария Монтессори«Что касается наказания, мы не раз обнаруживали детей, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на наши увещания. Таких детей мы немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, мы ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка. Со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действенный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удалось дисциплинировать всех детей, вначале казавшихся неукротимыми. Изолированного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла к такому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их работой и расспрашивала их о ней, точно взрослых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязанность к учительнице и ко мне».

По книге Марии Монтессори «Дом ребенка»

Рейтинг@Mail.ru