Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2009
Учиться считать, закреплять представления о составе числа и разрядных единицах можно не только сидя за столом, но и в движении.
Подвижные игры с «математической начинкой» можно использовать не только на занятиях по математике, но и на физкультуре, и во время прогулки.
Вот примеры таких игр. В их основе — идеи Елены Жегалиной, воспитателя детского сада № 1511 ЗАО г. Москвы.

Подвижная математика

Найди свое место в кругу

На полу выложен круг, разделенный на сектора со вписанными в каждый сектор числами. Изобразить круг можно с помощью веревок, цветных лент или большого обруча. Можно начертить круг мелом или краской на асфальте. Круг, изображенный краской, будет ровнее. Но числа в сектора лучше вписывать мелом: это позволит менять их местами, каждый раз создавая для детей эффект новизны.

Дети получают от педагога карточки с числами от 1 до 10 (при желании можно добавить еще и 0, можно увеличить количество секторов) и встают в круг. Внутри детского круга — другой, с секторами. По сигналу педагога дети начинают двигаться направо или налево под музыку или звуки бубна. Когда музыка прерывается, они должны очень быстро — на три счета — найти сектор с таким же числом, что у них на карточке, и встать в него. Не сумевший правильно сориентироваться вылетает.
Игра тренирует не только способность сопоставлять графические образы чисел, но и скорость реакции, и пространственное чувство.

Составь число

Эстафета

Дети делятся на две команды по десять человек. Им раздаются карточки с цифрами от 0 до 9.

Первый вариант

Команды выстраиваются в шеренгу на линии старта. Педагог называет двузначное число: двадцать пять! Вслед за этим двое детей каждой команды в соответствии с изображенными на карточках цифрами должны составить названное число, взяться за руки, пробежать обозначенную дистанцию и вернуться обратно.
Если число было составлено верно (включая правильно определенное место десятков и единиц) и пара прибежала к финишу первой, команда получает два очка. Если число было составлено верно, но пара пришла к финишу второй, команда получает одно очко. Если же в образовании числа была допущена ошибка, команда не получает очка.
Забеги повторяются несколько раз, каждый раз педагог называет новые числа — чтобы участие в игре смогли принять все дети команды. После последнего забега подсчитывается количество очков, набранных каждой командой, и объявляется победитель.

Второй вариант

Дети делятся на три команды. Детям двух команд раздаются карточки с цифрами от 1 до 9. У детей третьей команды — карточки с цифрами от 0 до 9.
Две первые команды выстраиваются на старте в шеренги. Это команды десятков. Третья команда строится на противоположном конце дистанции. Это команда единиц.
Педагог называет двузначное число. Дети из команд десятков, имеющих карточки с цифрами, соответствующими названному числу десятков, должны это понять и сорваться с места. Задача каждого ребенка — первым добежать до команды единиц, выбрать ребенка с нужной карточкой в соответствии с названным числом и вернуться с ним в свою команду. Тот игрок, что прибежал позже, занимает место в линейке единиц.
Каждый раз, называя число, педагог будет учитывать, что одна из цифр уже выбыла из ряда, а другая прибыла. Игроки, пополнившие команду, могут тоже принимать участие в забеге — в том случае, если их цифра не дублирует цифру другого игрока.

Рейтинг@Mail.ru