Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2009

Экологические игры Натальи Рыжовой. Превратиться я могу и в слона, и в кенгуру

В поисках пищи

Воспитатель раздает группе детей карточки с изображением животных и их пищи. В процессе игры каждый ребенок должен найти себе пару: тот, у кого есть карточка с рисунком животного, объединяется с тем, у кого есть карточка с изображением его пищи. Например, белка — шишки, медведь — малина, дождевой червь — сухие листья, гусеница — зеленый листок, синица — насекомое, волк — заяц, лягушка — комар, цапля — лягушка и т.п.

В поисках дома

Игра проводится по аналогии с предыдущей, только на карточках изображены животные и их «дома», например: лягушка — озеро, медведь — лес, кузнечик — луг, акула — море, собака — будка, крот — подземный лабиринт, лиса — нора, сова — дупло, грач — гнездо и т.п.

Цепочки питания

Дети получают набор карточек, на которых изображены растения и животные. Задание: составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами. Первый — разложить карточки на столе в нужном порядке. Второй — взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава — заяц — волк; желуди — лесная мышь — сова; желуди — кабан — волк; трава — мышь — лиса. Для усложнения задания можно добавлять «лишние» карточки животных и растений, то есть тех, которые не включены в цепочку питания. Например, к карточкам «трава — заяц — волк» добавить карточку с изображением белого медведя.

Сплетем паутинку жизни

Эта игра по содержанию как бы продолжает предыдущую, позволяя осознать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом так же тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут, и в конце концов паутина жизни исчезнет. Сделайте как можно больше карточек (15–20) с изображениями растений и животных, которые относятся к разным группам: хищники, травоядные, «санитары» (то есть те, кто уничтожает мертвые остатки растений и животных, — это грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые черви). Общее число карточек зависит от количества участников игры. Карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных меньше, чем карточек с изображением растений. Для удобства карточки прикрепляются к одежде, как значки-бейджики, или закрепляются на шнурках и вешаются на шею (во время игры руки участников должны быть свободны). Потребуется также длинный, достаточно толстый шнур (его длина также зависит от количества участников: чем их больше, тем длиннее веревка). Участники игры становятся в круг, в центре — ведущий. Он предлагает создать сеть жизни и напоминает, что все на Земле начинается с Солнца, которое дает свою энергию растениям. После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец веревки участника, на карточке которого изображено растение. Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок-«заяц». Ведущий тянет к нему веревку от предыдущего участника игры и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут. Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка, к которому ведущий также подходит с натянутой веревкой. Но и волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят» бактерии, жуки-мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает ребенок с изображением бактерий или жука. Благодаря действиям природных «санитаров» в почве появляется больше пищи для растений. Значит, у нас опять вырастает растение, — за веревку берется новый игрок-«растение». Его снова съедает травоядное животное, которым, в свою очередь, лакомится хищник, и т.п. Постепенно все участники игры оказываются вовлеченными в сеть-паутину. Игра заканчивается, когда вся веревка оказывается в руках участников игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность: положить на нее какой-либо широкий и достаточно тяжелый предмет, например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое. Но наступает момент, когда и у нее кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка. (На месте волка может быть и другое животное.) «Волк» отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, игрок-«заяц»), тоже отпускает веревку и т.д. В результате из-за исчезновения одного хищника распадается вся паутина жизни. В заключение ведущий подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой, и как важно сохранить на Земле «сферу жизни».

У кого сколько ног

Перед началом игры педагог просит вспомнить, сколько ног у животных той или иной систематической группы. Например, у насекомых — 6 ног, у зверей — 4, у пауков — 8, у птиц — 2 и т.д. У человека тоже две ноги, а вот у многоножки — действительно много ножек. В процессе игры, услышав название животного, участники игры должны разбиться на группы так, чтобы количество их ног соответствовало количеству ног названного ведущим животного. Если ведущий говорит «волк», дети разбиваются на команды по 2 человека (получается 4 ноги), если произносит слово «паук» — по 4 человека (8 ног). При слове «стрекоза» все делятся на группы по 3 человека (6 ног) и т.п. Кто не успеет примкнуть к группам, становится лишним и выбывает из игры.

Дидактические карточки к игре «В поисках дома»

Рейтинг@Mail.ru