Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2009

Календарь памятных дат мировых религий. Год 2009

Церковь Николы Пенского (зимний храм
  церкви Федоровской иконы Божьей Матери).
  Ярославль, 1911 г.

Церковь Николы Пенского (зимний храм церкви Федоровской иконы Божьей Матери). Ярославль, 1911 г.

I. ХРИСТИАНСТВО

Христианство зародилось в I веке нашей эры в Палестине, восточной провинции Римской империи.
С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную возникло два центра христианства — в Риме и в Константинополе — и две его ветви — католичество и православие.
Христиане верят в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание — религиозные книги, составляющие Библию (от греческого «biblia» — книга).
Христианские праздники посвящены воспоминанию о важнейших событиях из жизни Иисуса Христа и Божией Матери, а также памяти святых. Одним из древнейших праздников в христианстве считается воскресенье. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае, четвертая заповедь обязывает человека 6 дней работать, а на седьмой прекращать свои дела и служить Богу.
По времени проведения христианские праздники делятся на подвижные и неподвижные. Неподвижные праздники меняют день, не меняя числа, подвижные меняют число, не меняя дня. Главным из неподвижных праздников считается Рождество, а главным подвижным — Пасха.

Важнейшие памятные даты Православной Церкви

Слово «православие» в переводе с греческого означает «правильное мышление», «правильное восхваление». Православная церковь придерживается юлианского календаря, установленного в 45 году от Рождества Христова, при Юлии Цезаре, и принятого Никейским собором в 325 году (так называемый «старый стиль»).

6 января

Рождественский сочельник, Навечерие Рождества Христова — день накануне Рождества. В сочельник соблюдается обычай: ничего не есть до первой звезды, напоминающей о появлении звезды, известившей о рождении Христа. 6 января взрослые не завтракают и не обедают, послабление дается лишь больным и детям. За столом собираются после вечерней службы. Церковным уставом в этот день положено есть сочиво — особую кашу из зерен пшеницы или риса с добавлением меда. Сочельник считается семейным ужином. Все члены семьи должны быть дома.

7 января

Рождество Христово. Праздник в честь рождения Иисуса Христа. С 1991 года Рождество стало в России официальным праздничным днем. В храмах совершается торжественное богослужение. Обязательный атрибут праздника — дерево ели, украшенное разноцветными шарами. Ель символизирует древо рая — вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Иисуса Христа. В России этот обычай получил распространение в XVIII веке. Евангельское повествование о том, что три волхва поднесли Иисусу золото, ладан и смирну, легло в основу традиции дарить в рождественские дни подарки. У православных принято устраивать в этот день семейный ужин. Праздничные кушанья могут быть различными, но обязательно должно быть одно традиционное блюдо — гусь, индейка, утка, курица, рыба, запеченная в сметане.
Две праздничные недели от Рождества до Крещения на Руси называли Святками, или Колядой. Имеется несколько версий о происхождении второго названия. К примеру, историк Н.Карамзин считал, что у славян был языческий бог пиршеств и мира по имени Коляда. В святочные ночи в деревнях и селах никто не спал. Одни из жителей, чаще всего молодые парни и девушки, готовили маски зверей и птиц и шутовские костюмы. Затем ряженые с песнями, шутками и прибаутками обходили дома, где их давно ждали хозяева, и желали всем членам семьи счастья, богатства и хорошего урожая. Хозяева в ответ на здравицу щедро угощали ряженых. На Святках в старину гадали, а молодежь в деревнях устраивала святочные посиделки с веселыми, озорными играми и танцами. Верующие придерживались обычая: посещать на Святки больницы, сиротские приюты и тюрьмы.

14 января

Обрезание Господне. Великий праздник в память совершения над младенцем, рожденным Марией, ветхозаветного обряда обрезания и принятия Им имени Иисус. По традиции в храмах проходит молебен с пением и коленопреклонением.

18 января

Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник предшествовал большому церковному празднику Крещение Господне. В ночь на Крещение совершалось Великое водосвятие — освящение воды в храмах. Считалось, что такая вода лечит от различных недугов. Святую воду ставили в красный угол и хранили целый год. Святой водой кропили комнаты дома и хозяйственные постройки, чтобы выгнать нечистую силу.
В Крещенский сочельник христианские обряды переплетались с языческими традициями. Православная церковь предписывала верующим строгий пост: до освящения воды в храмах ничего не есть. Трапеза в сочельник состояла из постной каши (сочива), а также блинов, медовых оладий и сочней с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья.
Повсеместно в Крещенский сочельник были распространены гадания, известные под названием «крещенские вечерки». Существовал обычай ходить по тюрьмам и домам бедняков с щедрой милостыней. Считалось долгом подать что-нибудь нищим.

19 января

Крещение Господне, или Богоявление. Праздник в память Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Другое его название — Богоявление — дано потому, что на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. В этот день освящали воду в реках и водоемах. Крестный ход шел к реке, во льду просверливали лунку в виде большого креста (Иордань). Батюшка молился над водой и опускал в нее церковный крест. После этого вода в реке считалась крещенной. Верующие окунались в прорубь и старались вдоволь напиться воды. По погоде этого дня определяли погоду будущего лета: если Крещение выдалось ясным и морозным, считали, что лето будет жарким.

Сретение Господне. Новгород, XV в.

Сретение Господне. Новгород, XV в.

15 февраля

Сретение Господне. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Это событие описано в Евангелии от Луки. Пречистая Дева Мария и Праведный Иосиф принесли Младенца Христа на 40-й день после Его рождения в Иерусалимский Храм. Там их встретил праведный старец Симеон, которому Ангел обещал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Мессию. Симеон ждал исполнения этого пророчества 300 лет. Взяв на руки Младенца Христа, старец произнес слова, ставшие теперь церковной молитвой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Сретение символизирует встречу человека с Богом. На Сретение справляли и первую встречу весны. По погоде судили о том, какой будет весна. Последние зимние морозы и первые весенние оттепели народ называл Сретенскими.

23 февраля

Масленица. Со 2 марта и по 18 апреля у православных начинается Великий пост. Эти дни открываются Прощеным воскресеньем, когда верующие просят у всех прощения и всех прощают, и завершаются торжеством Воскресения Христова — Пасхой. Великому посту предшествуют три подготовительных недели. Третья неделя называется мясопустною, или сырною. На этой неделе мясо уже нельзя есть, а молочные продукты еще можно. По русскому обычаю в эти дни пекутся блины и устраиваются увеселения. Отсюда и название праздника — Масленица. Все традиции и обряды праздника служат одной цели — прогнать зиму и разбудить природу. Зиму изображало соломенное чучело, обряженное в женскую одежду. По традиции в последний день Масленицы его сжигали на костре. Издавна считалось, что провожать Масленицу в доме надо достойно. Недаром народ сложил пословицу: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».

7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник совершается в воспоминание о явлении архангела Гавриила Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия. В древности этот праздник называли Днем Воплощения. Святой Иоанн Златоуст именовал его «корнем праздников». В России существовал обычай на Благовещение выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо трудом в этот день считалось тяжким грехом.

12 апреля

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь Его ждет мученическая смерть. Народ встречает Христа радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Одни снимали с себя одежду и расстилали ее на дороге, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках или бросали на пути Христа. Все громко восклицали: «Осанна (хвала) Сыну Давидову!» Особенно радостно встречали Христа дети. Богослужебное название этого праздника — неделя Ваий (т.е. ветвей). В храм полагается приносить пальмовые ветви. На Руси в это время цветет только верба, поэтому ветви ее освящают на богослужении, сам же праздник называется Вербным воскресеньем.

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

19 апреля

Пасха (Воскресение Христово). Празднуется в память воскресения Иисуса Христа из мертвых. Праздник начинается в полночь между Великой субботой и воскресеньем. Под торжественный звон колоколов совершается крестный ход вокруг храма. На Пасху в храме освящаются особые приношения верующих — куличи, пасхи и крашеные яйца. С давних времен существует также обычай «христосоваться» — поздравлять друг друга и дарить пасхальные яйца — символ жизни. Окончание семинедельного поста отмечали обильной трапезой с освященными в храме блюдами. Пасха празднуется семь дней, поэтому неделю называют «Светлой седмицей». Непременной принадлежностью праздника были игры с крашеными яйцами, хороводы и катание на качелях.

26 апреля

Антипасха (буквально — «вместо Пасхи»), другое название — Фомина неделя. В этот день Христос пришел к своим ученикам и уверил прежде сомневающегося апостола Фому в Своем воскресении. «Фомино воскресение» — праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего.

28 апреля

Радоница, Родительский день. Радоницы у древних славян были хранительницами душ мертвых. В этот день принято посещать кладбища и поминать умерших родственников. Слово «радоница» происходит от слов «род» и «радость». Она празднуется после Светлой Пасхальной недели, поэтому христиане не должны углубляться в переживания по поводу смерти близких, а радоваться их рождению в жизнь вечную.

24 мая

День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Праздник установлен в память о братьях Кирилле и Мефодии, проповедниках христианства и создателях славянской азбуки. В России этот праздник стали отмечать с 1992 года как День славянской письменности и культуры.

28 мая

Вознесение Господне. После воскресения из мертвых Христос пробыл на земле 40 дней, а на сороковой день повел учеников на Елеонскую гору, где дал им последнее благословение и вознесся на небо. По словарю В.Даля: «Вознесение Господне, восшествие, восхождение Спасителя на небеса; праздник в воспоминание об этом событии. На Вознесение не работают. С Вознесения запахивают. На Вознесение пекут лесенки, пироги с зеленым луком. На Вознесение завивают березки: если венок не завянет до Пятидесятницы, то тот, на кого береза завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж». Вознесение возвещает о начале лета. «Дошла весна-красна до Вознесеньева дня, послушала последний раз, как «Христос Воскрес!» поют, — тут ей и конец пришел».

7 июня

День Святой Троицы, Пятидесятница. Приходится на пятидесятый день после Пасхи, и поэтому праздник называют Пятидесятницей. Перед вознесением на небо Христос велел ученикам не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, или Дух Святой. Это произошло в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары и стали проповедовать дело Христа во многих странах мира. Праздник называется также Днем Святой Троицы, ибо после сошествия Святого Духа на апостолов открылось, что Бог существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. На Руси Троица слилась с древним языческим праздником — Семиком. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками березы и цветами, гадать на венках и водить вокруг березки хороводы с песнями.

8 июня

День Святого Духа — праздник в честь Святого Духа.

21 июня

День Всех святых, в земле Российской просиявших. Отмечается через две недели после Пятидесятницы. Православные святцы насчитывают множество святых Божьих угодников, просиявших в нашем Отечестве благочестивой жизнью, даром чудотворения, исцеления больных и помощи страждущим, а также мученической кончиной за веру, в том числе в годы советской власти. Православная Россия особенно чтит благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, праведного отца Иоанна Кронштадтского, блаженную Ксению Петербургскую и многих других подвижников веры. Дни памяти отдельных святых отмечаются ежедневно, причем днем памяти считается дата их праведной смерти или обретения мощей. Общий праздник в честь Всех Святых был введен в 1654 году, но спустя некоторое время забыт и вновь восстановлен Поместным собором в 1917—1918?гг.

7 июля

Рождество Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель — христианский пророк, возвестивший грядущий приход Иисуса Христа. Именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Христа. В дохристианские времена русский народ отмечал в этот день праздник Купала, отсюда народное название праздника — день Ивана Купалы. Праздник приходился на день летнего солнцестояния, или солнцеворота, поэтому его связывали с богом Солнца.

12 июля

День святых апостолов Петра и Павла — один из пяти великих праздников христиан. Петр — ученик Христа — первым провозгласил Иисуса Мессией. Павел не входил в число двенадцати апостолов, но за большие заслуги перед христианством почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. На Руси день Петра и Павла совпадал с началом страдной поры. Апостол Петр был рыбаком, и день его памяти отмечают как праздник рыбаков. Принято подавать на стол всевозможные блюда из рыбы.

14 августа

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас). Таинственное выражение («происхождение честных древ Животворящего Креста Господня») обозначает крестный ход. Обычай проводить крестный ход возник в древние времена в Константинополе. В Русской православной церкви праздник соединился с воспоминаниями о Крещении Руси в 988 году. В народе этот праздник называют еще и мокрым Спасом, иначе Спасом на воде. В храмах совершается поклонение Кресту, малое освящение воды и освящение меда нового сбора (отсюда народное название праздника — Медовый Спас).

19 августа

Преображение Господне (Яблочный Спас, Спас на горе). В конце земного пути Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иоанна и Иакова — на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно-белыми. По традиции на Преображение Господне в храмах освящают яблоки и другие плоды. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным, Спасом.

28 августа

Праздник Успения Богородицы. Кончина Богоматери была тихой и светлой. Церковь назвала ее успением, то есть сном. Святой Фома не был на погребении и очень горевал, что не смог проститься с Богородицей. Специально для него открыли гробницу, но она оказалась пустой. Божия Матерь была взята своим Божественным Сыном на небо и стала Царицей Небесной. На праздник Успения в церковь приносят для освящения семена и колосья разных хлебов

11 сентября

Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. Этот праздник исстари известен под именем Ивана Постного, или Головосека. Верующие глубоко чтили день мученической кончины святого Иоанна Крестителя и проводили его в строгом посте. По народным поверьям, грешно брать в этот день в руки нож, есть что-то круглое, напоминающее голову мученика, например, капусту, картофель и яблоки. В старинных сказаниях Иоанн Креститель почитался целителем головной боли. В этот день поминают и православных воинов, которые погибли за веру и отечество.

21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник в честь чудесного рождения Пречистой Девы Марии от престарелых родителей, святых Иоакима и Анны. Отмечается Церковью как день всемирной радости. Праздник совпадал с окончанием главных летних полевых работ. Земледельцы благодарили Богородицу за собранный урожай и просили Ее помощи на будущий год.

27 сентября

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 324 году мать римского императора Константина Великого Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. На месте находки Елена основала храм. Возведение храма было закончено в 335 году, освящение произошло 13 сентября, и следующий день, 14 сентября, стал праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день в храме совершается особый чин поклонения Кресту. Верующим предписывается строгий пост. Празднование Воздвижения продолжается 9 дней.

14 октября

Покров Пресвятой Богородицы — великий православный праздник, особенно почитаемый на Руси. По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло в середине X века в осажденном сарацинами (арабами) Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме появилась Пресвятая Богородица, окруженная ангелами. Узреть Ее довелось святому Андрею и его ученику Епифанию. Они увидели, что Пресвятая Богородица распростерла свой омофор (покрывало, надеваемое на голову и плечи) над молящимися. Заступничеством Божией Матери город был спасен от врагов. Событие это стало отмечаться ежегодно.

7 ноября

Дмитриевская родительская суббота. Великомученик Дмитрий Солунский был небесным покровителем князя Дмитрия Донского, одержавшего трудную и кровопролитную победу на Куликовом поле. По совету и благословению Сергия Радонежского князь установил совершать в субботу, накануне дня памяти Дмитрия Солунского, поминовение всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой церкви. В этот же день верующие почитают память умерших родных и друзей.

4 декабря

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители выполнили свое обещание.

13 декабря

Празднование апостола Андрея Первозванного. Андрей был первым апостолом, последовавшим за Сыном Божьим, за что и получил имя «Первозванный». Распространяя христианство, Андрей Первозванный достиг высоких холмов на берегу Днепра, где позднее возник Киев. На одном из холмов он водрузил крест и произнес пророческие слова: «На сих горах воссияет благодать Божия, и град велик имать бытии и церкви многи имать Бог воздвигнуты...». Киевская Русь считала Андрея Первозванного покровителем русской государственности. В императорской России он стал патроном государства и Военно-морского флота. Петр I учредил Андреевский флаг, на котором изображен синий косой крест на белом фоне (по преданию, святой Андрей был распят на сложенном из двух бревен косом кресте). Позже император учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного.

19 декабря

День Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Прославился как чудотворец и помощник тех, кто попал в беду. Один из самых популярных святых среди православных.

Продолжение следует

Составитель

Рейтинг@Mail.ru