Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2009
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

Руки учат говорить

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1, 2, 3, 4, 5, 6/2009

АПРЕЛЬ. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»

Конструирование из строительного материала

Занятие № 16. «Грузовая машина (бортовая)»

Программное содержание

1. Знакомить детей с наземным видом транспорта; характерными особенностями внешнего вида грузовой машины (бортовой), предназначенной для перевозки груза.

2. Учить детей конструировать грузовик по образцу, выделять его основные части, определять их функциональное назначение. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — видеть машину в разных по величине и форме деталях, объединенных определенным образом. Использовать возможности материала для передачи наиболее характерных признаков транспортного средства.

3. Учить строить грузовую машину из четырех видов строительного материала (кирпичик, кубик, брусок, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальных конструкциях; аккуратно и точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками, воспитывать желание заниматься конструированием.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (машина, грузовик, кузов, кабина, мотор, стекло, окно, колеса, кирпичик, брусок, кубик, руль); прилагательные (маленький, большой, длинный, короткий, красивый, разноцветный, желтый, синий, красный, зеленый); глаголы (едет, везет, ставит, соединяет); наречия (много, мало); числительные (один, одна, два, две).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж без предлога); употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж единственного и множественного числа без предлога); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Какая? Какие? Сколько?); согласовывать наречия с существительными (мало грузовиков); согласовывать числительные с существительными (один руль; две двери); строить предложения из двух-трех слов (Тут две машины. Это грузовик).

Речевой материал

Б.Заходер

Шофер

Качу, лечу во весь опор.
Я сам — шофер и сам — мотор.
Нажимаю на педаль —
И машина мчится вдаль!

А.Барто

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.

Демонстрационный материал: игрушечный грузовик.

Раздаточный материал: для каждого ребенка — кубики (2), кирпичики (10), пластина (1), маленькие бруски (2).

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Грузовик». Затем предлагает рассмотреть строение грузовой машины; выделить наиболее важные ее составные части (колеса, окно, кабина, кузов, двери); определить назначение каждой части в работе машины и их зависимость друг от друга.

Вопросы к детям

— Что это? (Это машина.)
— Какая машина? (Большая.)
— Эта машина перевозит грузы. Называется она грузовик. Повторите, дети, грузовик. (Грузовик.)
— Что есть у грузовика? (У него есть колеса.)
— Что еще есть у грузовика? (Руль, кузов, двери.)
— Сколько дверей у грузовика? (Две двери.)
— Что возит грузовик? (Он возит груз.)
— Куда на нем можно поехать? (Ответы детей.)

2. Воспитатель читает стихотворение Б.Заходера «Шофер», показывает детям образец конструкции грузовика; предлагает его рассмотреть, выделить основные части грузовика (кабина, кузов, колеса) и определить необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них (колеса делаются из маленьких брусков, борта грузовика — из кирпичиков). Для платформы, соединяющей все части машины в одно целое, лучше использовать пластину; для колес — бруски. Они сделают конструкцию устойчивой.

Вопросы к детям

— Покажите, какую машину вы будете строить.
— Из каких деталей она сделана? (Из кирпичиков, из брусочков.)
— Покажите такую фигуру. Как она называется? (Брусок.)
— Скажем вместе — брусок.
— Какой это брусок? (Маленький.)
— Что снизу? (Брусочки.)
— Брусочки у нас будут колесами.
— Сколько брусочков? (Два брусочка.)
— Что на брусочках? (Дощечка — «пластина».)
— Из чего сделаны кузов, его борта? (Из кирпичиков.)

3. Практическая деятельность детей.

Воспитатель дает советы тем, кто использует определенные трудности в работе или выбрал неправильную последовательность в конструировании машины; хвалит детей, которые работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы

— Что ты делаешь, Маша? (Я ставлю брусок.)
— Что это? (Это кубик.)
— Что ты сделал, Миша? (Я соединил бруски.)
— Чего у тебя много? (Много кубиков.)
— Что у нас получилось? (Грузовики.) Сколько грузовиков? (Много грузовиков, много машин.)

4. Анализ детских работ.

Воспитатель отмечает схожесть построенных моделей с игрушечным грузовиком. Хвалит всех детей за старание.

— Наши грузовики какие? (Красивые.)
— Еще какие? (Красные, синие, разноцветные, разные.)

Занятие № 17. «Грузовая машина (фургон)»

Программное содержание

1. Знакомить детей с наземным видом транспорта — грузовой машиной (фургон); с характерными особенностями кузова — фургона, который предназначен для перевозки определенного груза.

2. Учить детей выделять в грузовой машине (фургоне) ее основные части, определять их функциональное назначение и строение; строить грузовую машину из деталей строительного материала по образцу воспитателя. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — видеть машину в разных по величине и форме деталях, объединенных определенным образом. Использовать возможности строительного материала для передачи наиболее характерных признаков транспортного средства.

3. Учить строить грузовую машину из четырех видов строительного материала (кирпичик, кубик, брусок, пластина); соединять детали в вертикальных конструкциях; аккуратно и точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками, воспитывать желание заниматься конструированием.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (машина, кузов, груз, кабина, мотор, руль, колеса, брусок, кирпичик, кубик, пластина); прилагательные (маленький, большой, длинный, короткий, красивый, красный, желтый, зеленый, синий, разноцветный); глаголы (едет, везет, соединяет, ставит); наречия (много, мало); числительные (один, одна, два, две).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж без предлога); употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж единственного и множественного числа без предлога); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Какая? Какие? Сколько?); согласовывать наречия с существительными (много грузовиков); согласовывать числительные с существительными (один руль, два колеса, два бруска); строить предложения из двух-трех слов (Тут две машины. Это грузовик).

Речевой материал

Я.Тайц

Машины (в сокращении)

На улице нашей
Машины, машины,
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.

Демонстрационный материал: игрушечная машина — фургон.

Раздаточный материал для каждого ребенка: пластина (1), маленький брусок (2), большой брусок (1), кубик (3).

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает рассмотреть строение грузовой машины — фургона; выделить наиболее важные составные части машины (колеса, платформа, кабина, кузов-фургон, мотор); определить назначение каждой части в работе машины. Объясняет, что кузов-фургон предназначен для перевозки определенного груза, например, хлеба, но не песка, который перевозят в самосвалах.

Вопросы к детям

— Что это? (Это машина.)
— Какая машина? (Грузовая.)
— Это грузовая машина — фургон.
— Кузов-фургон нужен для перевозки определенного груза: хлеба, продуктов, молока.
— Для чего нужен такой грузовик? (Для перевозки хлеба, продуктов.)
— Можно в таком фургоне перевозить песок? (Нельзя.)
— Эта машина перевозит грузы. Называется она — грузовик. Повторите, дети, — грузовик.
— Что есть у грузовика? (У него есть колеса.)
— Что еще есть у грузовика? (Руль, кузов, двери.)
— Сколько дверей у грузовика? (Две двери.)
— Что возит грузовик? (Он возит груз.)
— Какой груз возит грузовик? (Грузовик возит хлеб.)
— Куда он возит хлеб? (В магазин.)

2. Воспитатель переключает внимание детей на образец конструкции фургона; объясняет, как строить каждую часть машины и какие детали строительного материала наилучшим образом подходят для этого. Для платформы, соединяющей все части машины в одно целое, лучше использовать пластину; для конструирования кабины и радиатора — кубики; кузова — большой брусок; колес — бруски. Они сделают конструкцию устойчивой.

Вопросы к детям

— Покажите, какую машину вы будете строить. Из каких деталей она сделана? (Из кирпичиков, из брусочков.)
— Покажите такую фигуру. Как она называется? (Брусок.)
— Скажем вместе — брусок.
— Какой это брусок? (Маленький.)
— Что снизу? (Брусочки.)
— Сколько брусочков? (Два брусочка.)
— Что на брусочках? (Дощечка — «пластина».)
— Из чего сделан кузов машины? (Из брусочка.)
— Какого размера этот брусочек? Какой это брусочек? (Большой брусочек.)
— Из чего сделана кабина? (Из кубиков.)

3. Практическая деятельность детей.

Воспитатель дает советы тем, кто использует определенные трудности в работе или выбрал неправильную последовательность в конструировании машины; хвалит детей, которые работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы

— Оля, с чего ты начнешь строить?
— Маша, какие детали ты возьмешь?
— Что ты делаешь сначала?
— Катя, брусок какого цвета ты взяла? Какой он?
— А еще можно сказать, какой он?
— Что у тебя получилось? Что это?
— Оля, на что ты положила пластину? (На брусочки.)
— Брусочки внизу или наверху?
— Сколько брусочков? (Два брусочка.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я ставлю брусок.)
— Что это? (Это кубик.)
— Что ты сделал, Миша? (Я соединил бруски.)
— Что это у грузовика? (Это кабина.)
— А это что? (Это колеса.)
— Сколько у тебя кубиков? (Много.) Повтори: у меня… (много кубиков).
— Сколько грузовиков у нас получилось? (Много. Много грузовиков, много машин.)

4. Анализ детских работ.

Воспитатель отмечает схожесть построенных моделей с игрушечным грузовиком. Хвалит всех детей за старание.

— Сколько грузовиков у нас получилось? (Много грузовиков.)
— Какие грузовики у нас? (Красивые.
— Еще какие? (Красные, синие, разноцветные, разные.)

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина грузовой техники «Truckoff». Нужен грузовик недорого? Покупай у нас! В широкий спектр предложений нашего магазина входят услуги продажи и аренды прицепов, самосвалов, автобусов, спецтехники и седельных тягачей. Выгодные цены и удобная форма заказа, помогут купить КАМАЗ недорого и другую спецтехнику, не покидая кресла за Вашим компьютером, экономя деньги и личное время. Сайт интернет магазина «Truckoff» располагается по адресу http://Truckoff.ru

Занятие № 18. «Трамвай»

Программное содержание

1. Знакомить детей с пассажирским видом транспорта — трамваем; характерными особенностями кузова трамвая, который предназначен для перевозки людей.

2. Учить детей выделять в предмете его основные части, определять их функциональное назначение и строение; строить трамвай из деталей строительного материала по образцу воспитателя. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — видеть трамвай в разных по величине и форме деталях, объединенных определенным образом. Использовать возможности материала для передачи наиболее характерных признаков транспортного средства.

3. Учить строить трамвай из трех видов строительного материала (кирпичик, кубик, призма); соединять детали в вертикальных конструкциях; аккуратно и точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками, воспитывать желание заниматься конструированием.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (трамвай, двери, окна, крыша, колеса, кабина, сиденья, кубик, кирпичик, брусок, крыша — призма, дуга); прилагательные (маленький, большой, длинный, короткий, зеленый, синий, красный, желтый, разноцветный, красивый, узкий, широкий, разный); глаголы (стоять, ехать, везти, кататься, поставить, строить, собирать, соединять); наречия (много, мало); числительные (один, одна, два, две).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж без предлога); употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж единственного и множественного числа без предлога); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Какая? Какие? Сколько?); согласовывать наречия с существительными (много трамваев); согласовывать числительные с существительными (один трамвай, два брусочка); употреблять простой предлог «на»; строить предложения из двух-трех слов (Тут два окна. Это трамвай).

Речевой материал

Загадка

Спозаранку за окошком
Стук, да звон, да кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамваи)

Демонстрационный материал: игрушечный трамвай.

Раздаточный материал для каждого ребенка: длинный кирпичик (3), кубик (3), маленькая призма (1), маленькие бруски (2).

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает рассмотреть строение игрушечного трамвая; выделить наиболее важные его составные части (колеса, платформа, кузов, в кузове кабина водителя и сиденья для пассажиров); определить назначение каждой части в работе машины. Объясняет, что трамвай предназначен для перевозки людей.

Вопросы к детям

— Что это? (Трамвай.)
— Что у него есть? (Колеса, кабина, двери.)
— Какой трамвай? (Длинный, большой.)
— Какие окна? (Маленькие.)
— Какая крыша? (Красная, зеленая.)
— Сколько окон у трамвая? (Много окон.)
— Сколько колес? (Много колес.)

2. Воспитатель переключает внимание детей на образец конструкции трамвая; объясняет, как строить его и какие детали строительного материала наилучшим образом подходят для этого. Для платформы, соединяющей все части машины в одно целое (пола и крыши трамвая), лучше использовать длинные кирпичики; для конструирования кузова трамвая — кубики, которые следует ставить на расстоянии; дугу, по которой идет ток, — маленькую треугольную призму; колес — маленькие бруски. Они сделают конструкцию устойчивой.

Вопросы к детям

— Возьмите длинный кирпичик. Покажите такой кирпичик. Какой кирпичик? (Длинный.)
— Поставьте кирпичи на брусочки. Куда поставили кирпичи? (На брусочки.)
— Брусочки какие? (Маленькие.)
— Покажите, какой трамвай вы будете строить. Из каких деталей он сделан? (Из кирпичиков, из брусочков, из кубиков.)
— Какие детали основные? (Длинные кирпичики.)
— На что ставятся кубики? (На кирпичики.)
— Что я взяла? Что это? (Это длинный кирпичик.)
— Что я сделала
— Что получилось? (Кузов, сиденья.)
— Как я поставила кубики — тесно или на расстоянии? (На расстоянии.)
— Сколько кубиков я взяла? (Два кубика, один кубик.)
— Покажите такую фигуру. Как она называется? (Брусок.)
— Скажем вместе — брусок.
— Какой это брусок? (Маленький.)
— Что снизу? (Брусочки.)
— Сколько брусочков? (Два брусочка.)
— Что на брусочках? (Дощечка – «пластина».)
— Какой брусочек? (Большой брусочек.
— Что теперь остается сделать? (Крышу.)

3. Практическая деятельность детей.

Воспитатель дает советы тем, кто использует определенные трудности в работе или выбрал неправильную последовательность в конструировании трамвая; хвалит детей, которые работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы

— Как называется эта деталь?
— Маша, из чего ты будешь строить колеса?
— Какого цвета кубики?
— Сколько ты берешь кубиков? (Два кубика. Один кубик.)
— Ваня, какой кирпичик ты выбрал для пола трамвая? (Длинный кирпичик.)
— Маша, как ты поставишь кубики на пол трамвая — тесно или на расстоянии?
— Что теперь остается сделать? (Крышу.)
— Правильно, крышу.
— Ваня, из чего ты будешь делать крышу? Покажи.
— Ваня сделает крышу из призмы.
— Где крыша трамвая? (Тут крыша.)
— Что ты делаешь, Валя? (Я делаю трамвай.)
— Оля, какой у тебя получился трамвай? Какой он по высоте (по длине)?

4. Анализ детских работ.

Воспитатель отмечает схожесть построенных трамваев с игрушечной моделью. Хвалит всех детей за старание.

— Молодцы, дети. Красивые трамваи у вас получились. Какие трамваи получились? (Синие, красные, желтые.)
— Какие крыши у трамваев? (Разные.)
— У тебя, Маша, какой трамвай? (Синий трамвай.)
— Сколько трамваев у нас получилось? (Много трамваев, мало трамваев.)

Рисование

Занятие № 30 «Машины на нашей улице»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о наземных транспортных средствах (грузовых и пассажирских). Учить анализировать и выделять в грузовой машине основные, функционально-значимые части, определяя их назначение, размер, форму и пространственное соотношение частей.

2. Развивать действия замещения основных частей грузовой машины разными по цвету, форме и величине геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником) и моделирования из них живописного изображения транспортного средства (конструкторским способом). Осваивать действия дополнения характерных признаков машины до целостного образа.

3. Учить рисовать грузовую машину конструкторским способом (по частям, объединяя их в завершенное схематическое изображение); закрашивать детали транспортного средства.

4. Учить детей создавать коллективную многопредметную композицию.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (улица, дом, крыша, окно, стена, машина, автобус, шофер, кабина, колесо, руль, кузов, груз); глаголы (стоять, ехать, гудеть, везти, видеть); прилагательные (большая, маленькая, хорошая, белая, синяя, зеленая, красная, черная, грузовая).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных с предлогами «на», «в», изменяя их в роде, числе, падеже (Мы катались в машине. На улице дома); отвечать предложением на вопросы (Что это? Какой? Какая? Какие? Где? Куда? На чем?); активно употреблять простые предлоги «в», «на»; образовывать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (стоит — стоят; еду — едем; гудит — гудят; везет — везут; живу — живем; вижу — видим).

Речевой материал

Загадка

Едет по дороге и громко шумит:
«Би-би-би» — гудит. (Машина)

Демонстрационный материал: композиция «Улица», выполненная на рулонном листе бумаги из «домов» — детских работ занятия № 27. Иллюстрации с изображением наземных транспортных средств, грузовой машины.

Раздаточный материал для каждого ребенка: гуашь, кисти, баночки, салфетки, трафареты грузовой машины (вид сбоку), выполненные на белой бумаге по количеству детей.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением наземных транспортных средств, назвать их, уточнить назначение (перевозка людей или грузов).

Внимание детей переключается на грузовую машину; уточняются особенности ее строения, выделяются в ней основные, функционально-значимые части, определяются их назначение, размер, форма и пространственное соотношение частей. Особое внимание уделяется упражнению детей в подборе заместителей — геометрических фигур, которые следует использовать при «конструировании» живописного изображения машины.

Вопросы к детям

— Что это?
— Здесь в машине возят грузы. Эта часть машины называется кузов. Повтори, Вова, что это?
— Куда нагружают груз? (В кузов.)
— Здесь сидит шофер. Это кабина. Что это, скажи, Таня!
— Где шофер сидит? (В кабине.)
— Какие колеса у машины (по форме, цвету)? (Круглые колеса. Черные колеса. Большие колеса.)
— Кто из вас катался на машине? На чем вы катались? (На машине.)

2. После анализа строения грузовой машины воспитатель показывает и объясняет детям, как следует рисовать машину: «Сначала нарисуем прямоугольник — это кузов у грузовой машины, он прямоугольной формы. Затем, перед кузовом, нарисуем другой прямоугольник — это кабина, она тоже прямоугольной формы. Перед кабиной нарисуем квадрат — это мотор, он квадратной формы. Внизу мотора, кабины и кузова проводим полоску — это рама у машины, если на нее посмотреть сбоку, то она выглядит как узкий длинный прямоугольник.
К раме крепятся колеса. У машины четыре круглых колеса, но сбоку видны только два, поэтому мы рисуем два кружочка, внутри каждого из них рисуем еще кружочек — это диски на колесах машины. На кабине рисуем окно для шофера — маленький прямоугольник.

3. Внимание детей переключается на машины-трафареты. Воспитатель просит каждого ребенка посмотреть на свою машину (трафарет), увидеть в ней кузов, кабину, мотор, колеса; определить, как и какими красками следует закрасить каждую из ее частей.

4. Дети работают самостоятельно. Воспитатель напоминает детям, что рисовать грузовую машину следует по частям, сначала закрасить одну часть, затем другую, не выходя за ее границы.

5. В конце занятия воспитатель показывает детям композицию из домов, нарисованных ими на предыдущем занятии, и предлагает рассмотреть «картину» и узнать в ней свой дом.

Дети самостоятельно находят место «на улице» для своей машины и органично включают ее изображение в готовую композицию.

— Что делает эта машина? (Она едет.)
— Что делают эти машины? (Машины едут.)
— Что везет твоя машина? (Она везет груз.)
— Что везут ваши машины? (Они везут грузы.)
— Аня и Коля, где ваши дома? Вы видите ваши дома?

В конце занятия дети радуются, обсуждают коллективную работу, отмечая красивое расположение всех ее объектов и старание каждого ребенка.

Занятие № 31. «Поезд»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о железнодорожном виде транспорта, характерных особенностях поезда. Учить анализировать и выделять в поезде основные, функционально-значимые части (электровоз или паровоз, вагоны), определяя их назначение, размер, форму и пространственное соотношение частей.

2. Развивать действия замещения реального вагона разными по цвету и величине геометрическими фигурами и моделирования из них живописного изображения (конструкторским способом). Осваивать действия дополнения характерных признаков вагона до целостного образа и детализации его для создания выразительной композиции железнодорожного состава.

3. Учить рисовать вагоны поезда конструкторским способом (по частям, объединяя их в завершенное схематическое изображение); рисовать и закрашивать предметы прямоугольной и круглой формы (вагоны окна и колеса поезда); проводить линии по горизонтали и вертикали.

4. Учить работать согласованно, воспитывать желание рисовать красками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (поезд, кабина, колеса, солнце, небо, облака, рельсы, дорога, вагон, окошки, люди); глаголы (светит, идет (поезд), ехать, водить); прилагательные (большой, длинный, зеленый, голубое (небо), квадратный, прямоугольный, маленький, короткий);

2. Учить изменять падежные окончания существительных в роде, числе, падеже (предложный падеж для обозначения места с предлогом «в», родительный падеж с предлогом «у); рассказывать о содержании несложной композиции в двух–четырех предложениях с помощью вопросов педагога; отвечать на вопросы (Что это? Какой? Какие? Что делает?); строить простые предложения из трех-четырех слов (У поезда есть вагоны. В небе светит солнышко).

Речевой материал

С.Михалков

Дорожная песенка (отрывок)

Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живется,
Мы песенку поем.
А в песенке поется
О том, как мы живем.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением железнодорожного транспорта; игрушка — поезд; композиция, выполненная воспитателем на рулонном листе бумаги, включающая в себя изображение электровоза (без вагонов), идущего по рельсам, и объекты второго плана (деревья, облака, солнце и др.).

Раздаточный материал для каждого ребенка: краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, лист бумаги небольшого формата.

Ход занятия

1. Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие разные поезда, и рассказывает об особенностях железнодорожного транспорта. Затем предлагает рассмотреть игрушечный поезд, выделить его основные части и ответить на вопросы.

Вопросы к детям

— Что это?
— Что есть у поезда? (У поезда есть вагоны, колеса, окошки.)
— Что может делать поезд? Кого он возит?
— Куда на нем можно поехать?
— Что есть у электровоза и каждого вагончика?
— Что есть только у вагончиков?
— Для чего окна у вагонов?
— Для чего поезду рельсы?
— На чем поедут дети? (Дети поедут на поезде.)
— Где в поезде поедут дети? (Они поедут в вагоне.)

2. Воспитатель показывает детям незавершенную композицию, изображающую электровоз без вагонов, уточняет их отсутствие, предлагает детям нарисовать вагоны и поехать в путешествие.

3. Воспитатель напоминает детям, что сначала следует нарисовать и покрасить вагоны. После того как они высохнут, нарисовать на них окна. Краской другого цвета нужно покрасить колеса.
Воспитатель помогает детям в выборе цвета для вагонов, окна предлагает нарисовать прямоугольной формы и закрасить голубым цветом; колеса нарисовать черной краской.

4. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, затрудняющимся в работе, и решает речевые задачи.

Вопросы к детям в ходе работы

— Что ты рисуешь? Что это?
— Какой вагончик (по цвету, форме, величине)?
— Какие колеса (по форме, цвету, величине)?

5. В конце занятия воспитатель предлагает детям «поставить свои вагоны за поездом на рельсы друг за другом».

— Куда едут дети?
— В чем едут дети?
— Что светит в небе?
— У кого получился самый красивый поезд?

Дети любуются работой, подбирают названия для общей композиции и рассказывают о ней.

АПРЕЛЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ.

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ»

Конструирование из бумаги

Занятие № 17. «Петух с красивым хвостом»

Программное содержание

1. Познакомить детей с изображением петуха с красивым хвостом; углубить детские представления о данном животном, его внешнем виде.

2. Развивать воображение детей, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть хвост реального петуха в разноцветных полосках бумаги определенной длины и ширины. Учить преобразовывать и достраивать предметную композицию, органично «включая» в нее бумажные перья-полоски для передачи характерных особенностей хвоста данной птицы; выражать символическими средствами отношение к действительности.

3. Упражнять детей рвать бумагу на ровные длинные и короткие полоски для передачи специфики перьев хвоста птицы, работать над совершенствованием техники приклеивания полосок бумаги к фоновой поверхности листа и закручивания их с одного конца.

4. Воспитывать у детей желание работать вместе и согласованно, коллективно конструируя предметную композицию.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активную речь: существительные (петух, перья, хвост, голова, клюв, глаза, гребешок, бородка, туловище, крылья, ноги, лапы, шпоры, бумага, салфетки, полоски); прилагательные (длинные, короткие, ровные, синие, зеленые, желтые, красные, разноцветные, узкие, широкие, красивые); глаголы (разорвать, положить, прижать, кричит, поет, ходит, клюет, зовет); числительные (один, одна, два, две); наречия (громко, звонко, голосисто, мало, много).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (мужской род единственного числа в именительном падеже, родительный падеж множественного числа); отвечать предложением на вопросы (Кто это? Какой? Что это? Какие? Что делаешь? Как? Сколько?); строить предложения из двух-трех слов; согласовывать числительные и наречия с существительными (один петушок, гребешок, клюв; одна голова, бородка; два глаза, крыла; две ноги, лапы; много полосок, салфеток; мало бумаги; поет звонко, громко, голосисто).

Речевой материал

В.Коняхин

Загадка

На заборе сидит,
Громко-громко кричит:
«Ку-ка-ре-ку!» (Петух)

* * *

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Шелкова бородушка,
Масляна головушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

(Русская народная попевка)

Демонстрационный и раздаточный материал: фоновая композиция «Петух» (профильное изображение птицы без хвоста), длинные и короткие разноцветные полоски бумаги с небольшими надрезами, выполненными воспитателем заранее, для ориентировки детей в ширине предполагаемых полосок бумаги для петушиного хвоста.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушечных петухов и их изображения на иллюстрациях к детским книгам.

Вопросы к детям

— Кто это? (Это петушок.)
— Что это у петуха?
— А это у него что?
— Что делает петушок на этой картинке? (Петушок поет.)
— А на этой картинке что делает петушок? (Он клюет зернышки.)
— Кого зовет петушок? (Петушок зовет цыплят.)
— Как поет петушок? (Петушок громко, звонко, голосисто поет.)

Затем воспитатель читает стихотворение о петушке и отмечает, что у всех больших петухов есть пышный хвост.

2. Дети рассматривают аппликацию «Петух». Воспитатель учит детей не только узнавать и называть птицу, но и отмечать характерные особенности строения ее тела, позу, цвет перьев. Хвост у петуха отсутствует.

Вопросы к детям

— Сколько крыльев у петуха? (У петуха два крыла.)
— Сколько у него ног? (У него две ноги.)
— Сколько гребешков (бородок)? (Один гребешок, одна бородка.)
— Сколько хвостов? (У петуха нет хвоста. А должен быть один хвост.)

Воспитатель предлагает детям догадаться, как можно помочь петуху «найти свой хвост», выслушивает их и подводит к решению сделать хвост из бумаги.

Бумагу следует разорвать на узкие, длинные плоски, затем приклеить полоски к петуху так, чтобы получился пышный хвост.

— Как вы думаете, сколько бумаги и сколько полосок нам будет нужно? (Нужно взять много бумаги. Надо сделать много полосок.)

3. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как можно закрутить — «закудрявить» концы полосок-«перьев», используя ножницы.

4. Воспитатель поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает детям советами или практическими действиями.

Вопросы к детям

— Аня, что ты делаешь? (Я взяла салфетку. Я рву бумагу. Я делаю полоску.)
— Эта полоска какого цвета? Она какая? (Эта полоска красная.)
— А по длине она какая? (Полоска длинная, короткая.)
— У тебя, Миша, полоски получаются ровные или нет? (У меня ровные полоски.)
— Широкие или узкие нужны полоски?

5. Разорвав свои листки бумаги на длинные широкие полоски, дети встают из-за столов и подходят к аппликации «Петух». С помощью воспитателя располагают их на трафарете и приклеивают бумажные полоски (не по всей поверхности, а только с одной стороны для придания объема хвосту).

6. Воспитатель спрашивает детей, какой хвост у петуха получился, организует анализ полученной предметной композиции, отмечает качество исполнения работы, степень участия каждого ребенка, учит замечать и рассказывать о красоте коллективной работы.

В конце занятия дети поют русскую народную припевку о петушке.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru