Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2009

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2, 3, 5, 6/2009

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

МАЛЕНЬКИЕ СКАЗКИ И БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ

Занятие 38. Буква Ш

Занятие начинается с одной-двух игр на различение букв и слогов (по выбору педагога и детей).

Беседа с детьми

«На прошлом занятии мы узнали, что все буквы языка располагаются в определенном порядке. Как этот порядок называется? Помните ли вы, откуда взялось слово «алфавит»? Как назывался порядок букв в старославянском языке, родственном русскому?
Покажите и назовите все известные вам буквы алфавита. Указывайте, для изображения какого звука служит эта буква — гласного или согласного. Как называются буквы, которые не имеют голоса и не умеют шуметь?
Какие буквы не попали в сказку про храброго Рыцаря и прекрасную дочь Звездочета? Отыщите их. Кто знает, как они называются? Сегодня мы узнаем историю про букву
ш (ша)».

Буква Ш, превратившаяся в шорох

Текст для чтения или рассказывания

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
«Поселюсь-ка я в камышах! — наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать».
И она превратилась в шорох и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А шорох изо всех сил старался им помогать. Он даже научился рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах шорох.

Задания для детей

1. Педагог показывает детям картинку. «Вам не составит никакого труда отыскать в камышах букву ш. Обведите ее пальчиком. Нарисуйте букву ш».

2. В этой рифмовке отыщите все буквы ш и поставьте под ними точку:

Шесть шустрых мышат
Повстречали ежа.
Проведать ежат
Он шел не спеша.

3. Динамическая или ритмическая игра по выбору педагога.

4. «Буква ш обозначает звук [ш]. Назовите как можно больше слов, которые начинаются с этого звука.

Придумайте слова, где звук [ш] встречается в середине. Какие слова заканчиваются на звук [ш]? Сможете ли вы подобрать слова, где звук [ш] встречается два раза?»

Словарик: шар, шарф, шкаф, шепот, шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка, вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь, видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.

5. «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий? Конечно, глухой. Как вы думаете, какой звонкий звук составит пару звуку [ш]? Звук [ж]».

Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок ш.

Занятие 39. Буква Ш

В начале занятия проводятся одна-две игры и беседа по содержанию предыдущего занятия. Дается характеристика звукам [ш] и [ж].

Задание для детей

1. «Вот поезд-слог — ша. Прочитайте его.

Этот слог входит в состав многих слов, обозначающих имена девочек и мальчиков. Прочитайте эти слова на карточках.

С а – ш а     М а – ш а     П а – ш а     Д а – ш а     М и – ш а

Почему эти слова написаны с большой буквы?»
Вставьте в слова под картинками вместо пропусков нужные сочетания букв.

2. «Составьте поезда из буквы ш и гласных а, о, у, е, и.

Прочитайте слоги. Как звучит слог ши? ([Шы].) Происходит так, потому что звук [ш] твердый: мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не может букву ы. И все оттого, что буква ы однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши буквы ш своей палкой. С тех пор буква ш никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится писать букву и».

3. «Вставьте в слова под картинками нужную букву. Что это за буква?»

4. Динамическая или ритмическая игра по выбору педагога.

5. Перед детьми — зашумованная картинка. «Какие буквы здесь спрятаны? Отыщите карточки (кубики) с этими буквами. Какое слово можно составить из этих букв?» (Шум.)

6. Перед детьми — карточки для индивидуальной работы или демонстрационное пособие. «Вот слова, в которых все буквы одинаковые, но одной буквы — для гласного звука — не хватает.
Вместо пропусков по очереди вставляйте буквы о, и, ы, у.
Какие слова получились?»

М...ШКА          М...ШКА

М...ШКА          М...ШКА

Занятие 40. Буква Щ

В начале занятия проводится несколько ритмических игр и игр на чтение слогов.

Беседа с детьми

Педагог показывает детям картинку с буквой ш. «Как называется эта буква? Домиком для какого звука она служит? Это звонкий или глухой звук? Подберите к нему звонкую пару.

Это твердый или мягкий звук? С какой буквой буква ш никогда не встает в пару? Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш]. Это звук [щ’]. Для него в русском алфавите есть специальная буква».

Сказка про букву Щ и Васю Щеглова, который боялся щекотки

Текст для чтения или рассказывания

Жила-была на свете буква щ. И надо же так случиться, что как раз в это самое время жил на свете Вася Щеглов. Буква щ старательно изображала в словах звук [щ’], а Вася ужасно боялся щекотки. Стоило кому-нибудь до него дотронуться, как из Васи тут же начинало лезть странное шипение:
— Щ… Щ… Щ-щ-щ…
Услышав привычный звук, буква щ тут же высовывала голову из алфавита, серьезно полагая, что в ней кто-то нуждается!
Но Вася наконец выкрикивал:
— Щ-щекотно! Ой, щекотно! Умираю! — хватался за живот и начинал смеяться, как безумный.
На том дело заканчивалось, и букве приходилось ни с чем возвращаться обратно.
— Что? Как? О чем? — с любопытством расспрашивали ее соседки. Но букве щ совершенно нечего было ответить. И это, согласитесь, ставило ее в щекотливое положение.
В один прекрасный день Вася умудрился умирать от щекотки целых десять раз подряд. Буква щ все высовывалась и высовывалась из алфавита, будто деревянный щелкунчик, и от этого у нее ужасно разболелась голова.
— Я больше не могу этого слышать! Пощадите меня, наконец! — воскликнула она в сердцах, совершенно разобидевшись, решительно направилась к одежному шкафу, пролезла в щелочку между приоткрытыми дверцами и сердито щелкнула изнутри замочком, готовясь провести остаток дней своих в суровом одиночестве.
Но тут… Тут она почувствовала, как что-то невыносимо щекочет ей хвостик. Буква щ поджала хвостик вправо, но щекотка только усилилась. Поджала хвостик влево и не смогла больше сдерживаться:
— Щ… Щ… Щ-щ-щекотно! — заверещала она, распахнула дверцу шкафа и вывалилась прямо в комнату, где продолжал умирать от смеха Вася Щеглов.
И они стали умирать от смеха вместе: это гораздо веселее, чем умирать в одиночку.
А пока они корчились от смеха, и сгибались пополам, и щелкали пальцами, привлекая внимание друг друга, на них с осуждением смотрела старая одежная щетка, вывалившаяся из шкафа вслед за буквой щ.
— Ну, зацепила хвостиком за щетинки! Чего уж так умирать-то? Подумаешь — щекотно!..

Задания для детей

1. Педагог показывает детям картинку, на которой буква щ устроилась внутри щетки. «Обведите пальчиком букву щ. На какую букву она похожа? Конечно, на букву ш. Только у буквы щ есть хвостик. Попробуйте ее нарисовать».

2. «Отыщите в этой рифмовке все буквы щ:

Уберите щетки!
Я боюсь щекотки».

3. Динамическая или ритмическая игра.

4. «Что нарисовано на этих картинках?

С какого звука начинаются все эти слова? Вместо пропусков в словах под картинками вставьте нужную букву.
Попробуйте скопировать слова».

Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок щ.

Занятие 41. Буквы Щ и Ч

В начале занятия проводятся ритмическая игра, игра на внимание и игра на чтение слогов.
Затем дети рассматривают рисунки, подбирают слова, которые начинаются со звука [щ’].

Беседа с детьми

«Звук [щ’] гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий?
В русском алфавите существуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, — й, ч, щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники.
А буквы ч, щ с некоторыми буквами вообще не дружат, например, с буквой я. Почему? Вот какая история однажды произошла».

Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я

Текст для чтения или рассказывания

Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал.
Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ — щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебетать.
Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой Ягой. Баба Яга получилась что надо: нос якорем, щеки — яблоки, а по яркой юбке — ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.
Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему театральному успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!»
Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось.
С тех пор буквы ч и щ с буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу Ягу вспоминают.
А еще они не любят букву ю. Только вот почему — никто не знает.

Задания для детей

1. «Составьте слоги-поезда из букв ч и щ и букв для гласных. Какие гласные из этого ряда не смогут стать паровозиками: а, и, у, я, е, ю

2. Работа с демонстрационными карточками.

«Догадайтесь, какие буквы надо вписать в слова под картинками.
Не забудьте, что буквы ч и щ никогда не встают в пару с буквами я и ю».

3. Игры с буквами.

Занятия 42–43. Буква Х

Проводятся по аналогии с предыдущими занятиями.

Сказка про букву Х

Текст для чтения или рассказывания

Буква х обожала ходить на руках вниз головой, болтала в воздухе ногами и все время громко хохотала:
— Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!
Она так много ходила на руках и так громко хохотала «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!», что к вечеру могла уже только хрипеть осипшим голосом: «Хе-хе-хе!»
Все-все-все любили букву х за ее веселый характер и прощали ей единственный недостаток: по ночам буква х страшно храпела, потому что и во сне умудрялась переворачиваться вверх ногами.

Варианты некоторых заданий

Задания подбираются по аналогии с заданиями к занятиям 10, 11 (буква г) и 18, 19 (буква к) части третьей. Буква х, как и буквы г, к, никогда не пользуется помощью мягкого знака. Мягкое звучание она приобретает только тогда, когда за ней стоят буквы е, и.

1. Рифмовка, в которой нужно отыскать все буквы х:

Воду черпает слониха
Хоботом из пруда лихо.
Пусть кругом жара и сушь,
У нее прохладный душ.

2. «С помощью буквы х и гласных составьте «хохотальные» слоги.
С помощью буквы х и гласных составьте «жалостные» слоги».

3. Работа с демонстрационными карточками.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru