Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2009

Маленький шажок к победе

Событие достаточно знаменательное как с точки зрения инициаторов и организаторов (партия «Единая Россия», профсоюзы работников образования и науки, общественная организация «Союз женщин России»), так и с точки зрения участников форума.
Содержательной дискуссии о путях развития дошкольного образования, охватывающей самые разные сферы функционирования системы, не было давно. «Круглые столы» и семинары посвящались, как правило, какой-нибудь одной проблеме (быть или не быть предшколе, нужны ли детские сады в форме АУ, как обеспечить малышам здоровый образ жизни, не имея на это денег из федерального бюджета, и т.д.). Для организаторов форума предпочтительным стал системный подход. Проблемы детского сада, педагогов и дошколят можно решить только в комплексе. Нужны фундаментальные решения по развитию дошкольного образования. Они повлекут за собой решение пусть очень важных, но локальных проблем.
Поэтому такое внимание участники форума проявили к работе секции по законодательной деятельности в сфере модернизации системы. Здесь тон задавал профсоюз, выступивший с целым пакетом мер по нормативному регулированию финансово-экономических механизмов развития. Интересными и содержательными были выступления представителей регионов, рассказавших о реальном опыте решения реальных проблем.
Не меньший интерес вызвала работа секций, на которых обсуждались перспективы развития дошкольного образования в рамках национального проекта «Образование» и возможность или невозможность введения стандартов образования.
С рекомендациями, выработанными в ходе работы Всероссийского форума, а также с некоторыми интересными практическими и осуществимыми предложениями регионов мы непременно познакомим своих читателей в следующих номерах.

Но вряд ли нам в ближайшие два-три года следует ждать существенных положительных изменений в сфере.
Во время форума содержательные выступления представителей министерства и науки время от времени прерывались спонтанными репликами с мест: «Зарплата педагога высшей категории, работающего в детском саду, достигает в нашем дотационном регионе 4,5 тысячи рублей. Как не стыдно!»; «Если и дальше финансировать детские сады по остаточному принципу, полагаясь на силы муниципалитетов, высокие задачи скоро некому будет реализовывать!»
Представители профсоюзов еще в 2007 году предложили целый комплекс мер по улучшению состояния положения педагогов-дошкольников: тут и увеличение отпуска, и сокращение рабочей недели, и приравнивание по основным показателям труда воспитателя детского сада к труду воспитателя школьной группы продленного дня. Участники форума предлагали включить дошкольное образование в национальный проект «Образование», обеспечить выделение средств на систему из федерального бюджета.
Но если раньше, в период «стабильности» и высоких цен на нефть, благоденствие не коснулось дошкольного образования, то в период кризиса, когда бюджетные расходы урезаются по всем возможным направлениям, вряд ли можно на это рассчитывать. Это не значит, что профсоюзу и законодателям не следует тратить силы на выработку обоснованных предложений. Однако сегодня такие предложения носят скорее стратегический характер, чем обрисовывают ближайшую перспективу.

Достаточно острый характер приобрела и дискуссия вокруг необходимости введения стандартов в дошкольном образовании. Многие чиновники дошкольного дела поддерживают идеи «Института стратегических исследований в образовании» РАО о разработке и введении стандартов в этой сфере. И позиция разработчиков (стандарты-таки разрабатываются!) кажутся вполне аргументированными.
Тем не менее министерство придерживается иной установки: стандарты дошкольному образованию не нужны (и поэтому их никто не будет вводить).
И здесь с начальником Департамента образования и науки Игорем Реморенко трудно спорить: стандарты предполагают наличие измерительного механизма «соответствует — не соответствует», жестко регулируемых правил перехода ребенка с одной образовательной ступени на другую. Показатели «психологической и физической готовности к школе», предлагаемые разработчиками стандартов в качестве критерия выполнения стандартов, оказываются с этой точки зрения весьма уязвимыми.
Возраст, когда дети достигают «дошкольной зрелости» и демонстрируют готовность к обучению в школе, конечно, определен. Но границы его все-таки условны (6–8 лет) и очень зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Дошкольный возраст характеризуется неравномерностью развития: сегодня малыш еще «классический дошкольник», а прошло два-три месяца (летних) — и его не узнать. Но скачок может и не совпасть с периодами контрольной проверки на усвоение стандартов. А они — и это симптоматично! — вводятся по аналогии с контрольными проверками школьного учебного года, а не дошкольного.
К тому же у дошкольника на протяжении всего периода посещения детского сада еще не сформирована произвольность — основное условие систематического обучения. Это означает, что педагог детского сада может быть необычайно талантлив, но в своих устремлениях «проскальзывать» мимо желаний и внимания ребенка. Такое сплошь и рядом мы наблюдаем даже в школе. А здесь речь идет о дошколятах, которые — в силу неразвитой произвольности — не могут сами отвечать за результаты своего образовательного процесса. Так о чем говорить?
Даже рамочная программа, которую министерство предлагает вместо стандартов, вызывает сомнение. Если следовать теории Л.Выготского, педагог дошкольного образования должен подстраиваться под «программу» самого дошкольника, отталкиваться в планировании занятий от ребенка, его интересов и устремлений, а не от устремлений проверяющих инстанций.
Но этому слишком трудно учить самих педагогов. И понятие «рамка» в таком контексте приобретает несколько иной смысл, чем мы привыкли.

Для введения стандартов существует и другое труднопреодолимое препятствие: до сих пор сохраняется огромная очередность в детские сады. По данным профсоюзов, количество детей, не посещающих дошкольные учреждения вопреки желанию родителей, на сегодняшний день превышает миллион. Это целый город с миллионным населением. Таких крупных городов в России не так много.
А если приплюсовать сюда малышей, которых по разным причинам не отдают в детский сад, цифра еще больше увеличится. То есть дошкольное образование не является в нашей стране всеобщим. И было бы неправильно, даже жестоко (учитывая психофизические особенности дошколят) настаивать на том, чтобы дошкольные учреждения «охватили» всех малышей, начиная с трех лет.
А идея предшколы как обязательной ступени, предполагающая обязательное обучение с пяти лет, уже не раз подвергалась обоснованной критике и педагогами, и психологами.

Статья опубликована при поддержке компании "MSK Centrum". Московский центр дверей предлагает Вам двери комнатные, межкомнатные, металлические двери, межкомнатные перегородки, напольные покрытия и фурнитуру от лучших производителей. Гарантия качества и надёжной жизни. Посмотреть полный каталог продукции, узнать цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mskcentrum.ru/.

Говорят, что всеобщее дошкольное образование не подразумевает обязательного посещения детского сада. И мы, заводя об этом речь, должны иметь в виду самые разные образовательные формы: мини-садики, семейные группы, открытые детско-родительские игровые площадки. Даже гувернерское воспитание, к которому подавляющее большинство представителей дошкольной сферы по разным причинам испытывает классовую ненависть.
Но эти формы в настоящее время находятся в зачаточном состоянии, и никто особо не заботится, чтобы они множились и развивались. Разве что в порядке эксперимента или коллекционирования экзотических педагогических идей со стороны какого-нибудь продвинутого чиновника, явно выпадающего из зоны ближайшего развития подавляющего чиновничьего большинства.
А представим себе фантастическую картину, что все эти формы вдруг развились и образовали «действительное», а не придуманное видовое многообразие. Тут даже рамочную программу было бы сложно выполнять — не то что существовать по законам стандартизированного образования.
И это действительно содержательная и организационная дилемма: многообразие форм и широкий охват детей дошкольным образованием — или стандарты. Одно противоречит другому.

Итак, уповать на введение стандартов и на внезапное и быстрое изменение финансово-экономического положения как детского сада, так и воспитателя бессмысленно — как бы ни были активны участники форума.
Что же остается?
О дошкольном образовании сегодня нужно хотя бы говорить, хотя бы озвучивать его проблемы для общественного сознания — иначе невозможно будет сдвинуть этот воз с места.
Именно в этом заключается основное значение прошедшего форума.
И именно с этой целью — говорить, говорить, говорить — организаторы форума включили в повестку работу маленькой, но шумной секции «СМИ — дошкольному образованию». Секция объединила внутри себя людей, которые, в силу условий конкуренции, редко сходятся вместе по доброй воле: это представители специализированных газет и журналов. Тем не менее участники секции в ряду самых разных предложений выдвинули одно, ни у кого не вызвавшее возражений: нужно на федеральном уровне добиваться введения в календарь Дня дошкольного работника.
Это заставит «большую» прессу обратить внимание на детские сады не только по причине массовых отравлений детей или очередного процесса против взяточницы-заведующей, торгующей местами в детский сад. Центральным газетам и, главное, телевидению нужен благородный информационный повод. День дошкольного работника мог бы таким поводом стать. Тогда, возможно, СМИ начнут рассказывать своим читателям и зрителям об истории становления детского сада в России, о его особенностях, о содержании работы педагогов-дошкольников.
И воспитателей в этот день будут поздравлять с экранов телевизоров и по радио, а родители начнут понимать: хотя бы в этот день нужно сказать «спасибо» тем, кому они оставляют детей, чтобы иметь возможность отправиться на свои престижные и хорошо оплачиваемые работы. «Дошкольные» СМИ борются за этот праздник уже пять лет. И вот — первая ласточка: прошлой весной Минобрнауки РФ разослало в регионы рекомендательные письма, предлагающие на уровне субъектов Федерации праздновать 27 сентября — день открытия первого российского детского сада.
Можно ли считать это нашей общей — пусть маленькой — победой? Победой на информационном поле? Думаю, да.
И если форум включит в свои рекомендации предложения секции, эта победа чуть прибавит в весе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Российской Федерации
(Минобрнауки России)

Департамент государственной
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования

_____

ул. Тверская, д. 11, Москва,
ГСП-3, 125993
Телефон: 629-18-79
Факс: 629-79-12
E-mail: d03@mon.gov.ru

31 марта 2008 г. № 03-584

О праздновании Дня работников дошкольного образования

Уважаемые коллеги!

С 27 сентября 2003 года по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий в России было положено начало ежегодному празднованию Дня работников дошкольного образования.
Дата праздника связана с тем, что примерно в эти дни осенью 1863 года в Санкт-Петербурге был учрежден первый в России детский сад.
Идея праздника была горячо поддержана многими педагогическими коллективами, в ее поддержку выступили авторитетные ученые — авторы большинства программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Всех воодушевила надежда на то, что общество обратит внимание на детские сады, поздравит воспитателей, других педагогов, всех работников системы дошкольного образования с их профессиональным праздником.
С каждым годом новый праздник становится все более распространенным и общепризнанным, отмечается педагогической общественностью и родителями в большинстве регионов Российской Федерации с участием органов управления образованием.
По замыслу этот праздник не предполагал какого-либо единого сценария; в каждом субъекте Российской Федерации и муниципалитетах традиции Дня работников дошкольного образования складываются по-своему, в меру интересов, талантов, возможностей его участников и организаторов.
Министерство образования и науки Российской Федерации поддерживает новую традицию и рекомендует региональным и местным органам управления образованием принять в ее развитии и укреплении посильное участие.

Директор Департамента
И.М. РЕМОРЕНКО

Рейтинг@Mail.ru