Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2009

Когда я стану школьником…

2.jpg (28254 bytes)

Выпускной праздник вызывает сильные чувства — и у педагогов, и у родителей, и у самих детей. Мы провожаем детей в «новую жизнь» и напутствуем их мудрыми, как нам кажется, словами: учитесь хорошо! На одни пятерки. Для верности мы еще несколько раз переспросим:
— Как вы будете учиться, детки?
— Хорошо! — отвечают они радостно. — На четыре и пять!
— А двойке в своих тетрадках разрешите хозяйничать? (Это цитата из выпускного сценария.)
— Нет! — уверены дети.
— Вот молодцы! — хвалит ведущий. — Так держать!
И дети вслед за ведущим чистыми, звонкими голосами «клянутся»:

Лишь хорошие отметки
Обещаем получать!
Обещаем мы учиться
На четыре и на пять!

Все присутствующие в момент клятвы свято верят: сказанные слова в будущем послужат детям спасительным амулетом. Хотя знают же, знают, что это не так.
И навязанные детям невыполнимые обещания — самая настоящая словесная диверсия против их психического здоровья. Совсем не все будет им удаваться — по крайней мере легко и просто. И в один прекрасный день двойка проберется-таки к ним в тетрадки.
И совсем не по злому умыслу ребенка. Так зачем же заранее обрекать его на то, чтобы он чувствовал себя клятвопреступником?

Не стоит так поступать. Не стоит понапрасну тешить родительское самолюбие. В течение периода дошкольного детства вашей задачей было научить родителя принимать своего ребенка, сделать так, чтобы малыш воспринимал семью как психологический тыл. Теперь, в качестве школьника, он будет нуждаться в таком тыле не меньше, а больше, чем в период дошкольного детства.
Поэтому найдите возможность поговорить с родителями о формальных и неформальных его достижениях в ближайшем будущем. Устройте обсуждение темы с опережением: «Школьная жизнь сегодня немыслима без отметок. Как нужно к ним относиться?»

Зададим себе вопрос: что такое «отметка»?
Пушкин, например, хоть и был лицеистом, двоек не получал (хотя, говорят, было за что): их тогда еще не придумали.
Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Русский царь Николай Первый образцовым государством почитал Пруссию и от Бисмарка был без ума. Он и ввел в российских гимназиях в начале ХIХ века пятибалльную отметочную систему вместе с обязательной для всех гимназистов формой — исключительно для укрепления дисциплины. Как в Пруссии. А то расплодили всяких либералов да бунтарей! И вся демократическая общественность России этим обстоятельством была крайне возмущена, потому что усмотрела в николаевских реформах серьезную угрозу живому духу обучения.
Несмотря на то что отметочная система считалась крайне несовершенной и в двадцатые годы с крушением старой российской гимназической системы от нее отказались, советская школа тридцатых годов к ней вернулась — именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера. Ну и простоты. Зачем усложнять жизнь чиновникам?
И вот, за полтора столетия (с небольшим перерывом) мы к отметкам привыкли, сделали их символом школьной жизни.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина в Москве "Ру-диван.РУ". Диваны с фотопринтом, детские диваны, для кухни, диван еврокнижка, кресла, кресло-кровать, французские раскладушки, пуф, диваны для офиса, угловые диваны и многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный сервис. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ru- divan.ru/.

Сколько ни призывали педагоги перестроечной эпохи к отказу от двоек и пятерок, к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей, все безуспешно: натолкнулись на стену непонимания — как со стороны чиновников, так и со стороны родителей. Это было обидно, но объяснимо: родители боялись потерять привычные ориентиры отслеживания учебы ребенка. А «1–2–3–4–5» — как сигналы светофора: два — беремся за кнут (иногда — в переносном, а случается — и в прямом смысле), пять — покупаем «пряник» в виде новеньких монстров или наклеек. Ребенка за лесом отметок и не видно.

Но отметка — всего лишь формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Тройка тройке рознь. И пятерки разные бывают. Как учителю иной раз хочется поставить за работу не просто 3, а 3,9 или 4,5! Но такими тонкими оттенками арсенал пятибалльной системы не располагает.
Поэтому разговоры об успехах в учебе не должны ограничиваться формальными результатами.
Ведь важны и качество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к тому или иному предмету.
При жестких установках родителей исключительно на хорошие отметки вместо спокойного отношения к поставленным учебным задачам, вместо желания добросовестно выполнять задания и узнавать что-то новое ребенок оказывается в состоянии нездоровой конкуренции, все время сравнивает свои успехи с успехами окружающих. И если все-таки становится отличником, то относится к тому типу учеников, которые готовы душу продать за отметку, унижаться, умолять учителя о повышении балла, лишь бы не выйти за рамки того пагубного образа, который внушен бабушкой или чрезмерно честолюбивой мамой. Таких в школе не любят, считают выскочками и подлизами. А ведь социальный статус ребенка, его отношения с одноклассниками не менее важны для его нормальной жизни, чем хорошие оценки!
Кстати, для того чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще рядом специфических качеств. Школа — это не только «храм знаний», но и, кроме всего прочего, дисциплинарный институт. Здесь в первую очередь надо сидеть и слушать. Слушаться. Старательной девочке с красивым почерком, которая смотрит учительнице в рот, понимает, что от нее ждут, и готова с удовольствием выполнять все требования, гораздо легче стать отличницей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать. Его голова забита роботами, конструкторами и футболом. По сравнению с ними правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не значит, что он обречен. Возможно, в старших классах, где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, демонстрирует глубокое понимание сложнейшей проблематики, по окончании школы поступает в МГУ и становится ученым.
Многие учителя это прекрасно знают. Конечно, в классе бывают блестящие ученики, которые рождены быть отличниками. Но случается, и довольно часто, что отличник — вовсе не самый умный ребенок в классе.
А может возникнуть ситуация, что главные способности ребенка лежат в сфере, не контролируемой общеобразовательной школой: это может быть музыка, пластика, театр, футбол, ручной труд. Тогда будущее малыша определится именно здесь, сюда должны быть направлены основные силы в обучении. И тогда уж ему точно нет необходимости быть отличником. Неплохо, но не обязательно.

Подводя итоги, скажем: отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, для родителей они являются опознавательными знаками учебных успехов, но не приговором в последней инстанции относительно дальнейшей судьбы конкретного мальчика или конкретной девочки. Приговор своим детям выносят сами родители.
Своим детям и своим отношениям с ними.
Потому что иногда для сохранения этих отношений не устраивающую родителя оценку лучше проигнорировать. Иногда плохая отметка должна вызывать сочувствие, а иногда ей можно… даже обрадоваться!
Конечно, и здесь не стоит перегибать палку. Иной родитель, наткнувшись на несколько двоек подряд в тетрадке по математике, торопится сделать вывод: «Мой ребенок гуманитарий, потому что математика ему не дается». Вряд ли это правильно выстроенная причинно-следственная связь. Пушкин стал Пушкиным не потому, что ему не давалась математика, а потому что он писал стихи. Поэтому помогите маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. И никогда не наказывайте его запретом посещать любимый кружок, если он получил двойку или тройку.
Лучший способ попытаться перекрыть неприятные ощущения от не удовлетворяющих вас отметок — это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, его внутренние коллизии, его чтение. Помогать в учебе тоже нужно, но не агрессивно.

Мудрый человек и замечательный поэт Валентин Берестов написал:

А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети!

По-моему, это хорошая заповедь для родителей детей, начинающих школьную жизнь.

Фото Александра Степанова

Рейтинг@Mail.ru