Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009
Стрижка ногтей — необходимая и регулярная гигиеническая процедура.
И в общем-то социальный навык. Длинные грязные ногти способны нанести ущерб имиджу первоклассника. Да и тем, кто помладше, такое «украшение» ни к чему.
Но для некоторых детей стрижка ногтей становится настоящим испытанием.
Ребенок отказывается стричь ногти, завидев взрослого с ножницами, убегает, плачет. Взрослый в ответ раздражается, повышает голос, а порой прибегает и к прямому насилию: схватить, «зажать в тиски», отстричь эти черные ногти — рассадник глистов и другой заразы. А что делать? Не потакать же капризам! К тому же, не отстрижешь — будет грызть. Еще и дурная привычка закрепится.
С этой проблемой сталкиваются и родители, и няни, и воспитатели детских садов, выезжающих с детьми за город.
Попробуем разобраться, что стоит за страхами ребенка, и можно ли их одолеть.

Как научить ребенка стричь ногти

Фото из архива детского сада «Белочка», г. Сибай, Республика Башкортостан

Фото из архива детского сада «Белочка», г. Сибай, Республика Башкортостан

Откуда у ребенка страх перед стрижкой ногтей?

Возможно, когда-то ухаживающий за ребенком взрослый сделал ему больно во время стрижки ногтей. Ребенок это запомнил и не может преодолеть страх ожидания боли. Но большинство детей никаких очевидных болезненных ощущений не переживали, а ногти стричь все равно не хотят.

Отношение маленького ребенка к своим ногтям и волосам сродни тому, которое испытывали наши древние предки.

Волосы и ногти в старину наделялись магическими свойствами. Считалось, что, завладев ногтями и волосами человека, можно посредством колдовских обрядов нанести вред их бывшему владельцу.

Конечно, малыш не думает, что кто-то будет колдовать над его ногтями. Но он воспринимает ногти как часть своего тела. А их удаление, да еще и с помощью режущего предмета, воспринимается как нарушение телесной целостности. Тем более что ногти связаны с пальцами, с руками.

«Он все хватает руками» — формула, в которую нередко укладывается детский способ восприятия мира. Из-за этого интересы взрослого и ребенка постоянно сталкиваются. Хватать руками все, что попадается на глаза, нельзя, поэтому взрослый вынужден постоянно ограничивать ребенка: «Не трогай! Не хватай! Не суй сюда руки!». Очень часто мы ругаем именно руки ребенка: «Ну что за озорные ручки!», «Какие грязные руки!», «Что за растяпа! Все из рук валится!» И угрожаем тоже рукам: «Сейчас по рукам дам!», «Не делай так — пальчик отвалится!» Или: «Будешь так делать — пальчик отрежу!» (В более грубой форме это звучит как «руки оторву».)

Каков результат?

Ребенок бессознательно воспринимает стрижку ногтей как наказание рукам, пальцам — как их частичное укорачивание, отрезание, поэтому реагирует на это так болезненно. Болезненность реакции усугубляется еще и присущим детям страхом перед режущими и колющими предметами, который может остро проявляться в возрасте четырех с половиной — шести лет.

Страх стрижки ногтей носит возрастной характер. Рано или поздно ребенок его перерастет. Но чем скорее эта элементарная гигиеническая процедура утратит травмирующий характер, тем лучше для ребенка.

Статья опубликована при поддержке компании "Домус Финанс". Город Пушкино - купить квартиру в новостройках от застройщика "Домус Финанс" в микрорайоне "Новое Пушкино". Доступные цены, современный подмосковный район со всеми необходимыми условиями, экологически чистый, с развитой инфраструктурой. Пройти виртуальный тур, узнать о расположении, динамике строительства и информацию о проекте Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.novoe-pushkino.ru/.

Что же делать?

Взрослые, решившиеся помочь ребенку преодолеть страх стрижки ногтей, должны следовать нескольким правилам.

1. Следите за собственной речью. Из нее должны исчезнуть угрозы, адресованные рукам ребенка, и любые намеки на то, что ребенку за плохое поведение «что-нибудь отрежут». Это не означает, что детский страх тотчас испарится. Но он не будет получать новой словесной подпитки.

2. Не удерживайте ребенка силой во время стрижки ногтей. Нужно сделать процедуру как можно более мягкой и по возможности увеличить интервалы между ее повторением. Чтобы такое увеличение не сказалось на требованиях гигиены, заведите малышу специальную щеточку для ногтей. В первую очередь мы стрижем ребенку ногти, потому что под ними скапливается грязь. Покажите сыночку или дочке, как чистить ногти щеточкой во время мытья рук.

3. Со страхом некоторых действий можно бороться, если пробудить в ребенке интерес к ним, показать их с новой стороны. Ребенка четырех с половиной — пяти лет можно взять на экскурсию в маникюрный кабинет. Пусть посмотрит, как мастер манипулирует с вашими ногтями. Заранее попросите маникюршу во время сеанса комментировать свои действия, рассказать ребенку, как называются инструменты, для чего они служат, что испытывают во время сеанса мамины пальчики. Пусть мастер подарит малышу заранее купленную вами маникюрную пилочку. Пилочка выглядит более безопасно по сравнению с ножницами, и ребенок сможет действовать ею сам. Любое самостоятельное действие по уходу за ногтями должно приветствоваться. К тому же использование пилочки будет препятствовать развитию привычки грызть ногти.

4. Если проблема возникает во время пребывания малыша на даче вместе с детским садом, воспитатель или помощник воспитателя может специально устроить «показательный сеанс» стрижки и покраски ногтей в присутствии детей — чтобы потом ввести имитацию этих действий в ролевую игру. В качестве «маникюрных инструментов» в игре должны выступать предметы-заместители.

5. Планируйте стрижку ногтей малыша с учетом дополнительного времени. Используйте время для того, чтобы обыграть процедуру. Практически все дети любят «оживлять» свои пальцы. Нарисуйте на каждом ноготочке ребенка мелкую рожицу: две точки — глазки, одна — ротик. Обведите цветной полоской контур «головы» человечка. Все, что находится выше цветной границы, человечку не нужно. С такой неопрятной макушкой его не пустят на танцевальный праздник. Поэтому человечка нужно постричь. Но — четко по границе. Ниже стричь нельзя. Проговорите это условие с ребенком. После стрижки ногтей устройте маленький праздник: включите музыку и пригласите пальчики ребенка потанцевать. Можно даже поставить для этого маленькую импровизированную ширмочку (картонку, сложенную книжечкой). Это не только поощрение за выдержку во время процедуры, но и хорошее развивающее упражнение для тренировки мышц кисти руки.

6. Ножницы для стрижки выбирайте маленькие, с тупыми закругленными концами — чтобы они не выглядели страшными. Можно пойти вместе с ребенком в магазин и выбрать ножницы вместе. Спросите у продавца в присутствии малыша: «Скажите, пожалуйста, какие ножницы не делают больно?» Если ребенок хочет, пусть задаст этот вопрос сам. (В условиях садика роль «доброго» советчика может взять на себя медсестра или другой взрослый вне группы — своеобразный «независимый эксперт».) Участие в выборе инструмента позволяет малышу чувствовать себя не только объектом манипуляций взрослого, но и тем, кто влияет на ход событий, принимает на себя часть ответственности за исход дела.

7. Чтобы преодолеть страх перед режущими предметами, ребенок должен научиться ими пользоваться. Все образовательные программы детского сада это предусматривают. Дети, умеющие резать ножницами бумагу, как правило, не боятся стричь ногти. Это эффект прирученного страха. Если ребенок в детском саду недавно, можно поупражняться с ним резать бумагу.

8. При регулярном пользовании ножницами ребенок к пяти с половиной — шести годам может освоить и самостоятельную стрижку ногтей. Пусть только на левой руке (если он — праворукий). Это самое действенное средство в борьбе против негативного отношения к процедуре. Перед тем как самостоятельно стричь ногти, нужно потренироваться на картонном «тренажере». Предложите ребенку обвести по контуру свою кисть, положив ее на листок тонкого картона, и вырезать полученный отпечаток. На картонных пальцах рисуются ногти и очерчивается часть, которую требуется срезать. Сопротивление тонкого картона похоже на сопротивление «живого» ногтя. После того как бумажные ногти будут подстрижены, предложите ребенку украсить их какими-нибудь картинками. Когда перейти от тренировки на тренажере к стрижке ногтей на собственных руках, ребенок должен решить сам. Но он не будет это очень откладывать. Освоение нового вида деятельности — особенно, если оно приносит видимые результаты, — всегда нравится ребенку.

Рейтинг@Mail.ru