Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009
В борьбе за потребителя издатели стремятся сделать свой товар более привлекательным. Однако их изобретательность частенько приводит к тому, что в так называемых «новых формах» печатной продукции ее собственно литературное содержание уходит на задний план, превращается в фон совершенно иных занятий.
В прошлом номере мы рассказывали читателям о таких формах детских книг, как «книжки-игрушки», «книжки-поделки» и «книжки-задачники».
Сегодня мы познакомим вас с критериями выбора детских книг.

Современная детская книга в зеркале психологии

Продолжение. Начало в № 9, 10/2009

Критерии выбора книги для детей дошкольного возраста

Первое — это содержание.

Для малышей 2–3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) — потешки, прибаутки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака и др. Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз, или бесконечные вопросы-ответы «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» — «Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…» и т.п. В более сложных народных сказках главный герой обязательно совершает три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

Несколько позже (в 4–5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки. При выборе конкретных книжек важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (в том числе — переводного). Многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит — делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Изложение сказки должно быть увлекательным и доступным для детей, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И конечно же каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику. Напротив, она становится все более любимой и «своей». Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу.

Все это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое я. Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем — требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. Итак, в сказках главное — понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания — о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Это возраст высокой познавательной активности, его иногда называют «возрастом вопросов», или «возрастом почемучек». Вопросы 4–5-летнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. Детей этого возраста интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу, кто в черешни косточки положил и пр. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Помочь ответить на них и поддержать познавательную активность детей могут книжки. При этом нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят свои образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями устройства организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала. Представить и усвоить все это помогают картинки.

Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. В отличие от мультфильмов они позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить и узнать, «про что было в книжке». Так что картинка в детской книжке — это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми — и в то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события.

Важно также, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.

Естественно, выбирая книжку в магазине, довольно трудно (а иногда и невозможно) детально проанализировать разные аспекты книжки и учесть все рекомендации. Для облегчения выбора нужной книжки требуются специальные «маркеры» — значки, обозначающие, что книжка как целостное произведение книгоиздания удовлетворяет психологическим особенностям дошкольника и может быть рекомендована для детского чтения. Современные детские книги пока такими «маркерами» не отмечены. Но в ближайшем будущем они обязательно появятся — как «знак психологического качества».

Внимание книгоиздателям!

В Московском центре экспертизы игрушек проводится оценка детской печатной продукции по всем показателям, описанным выше. Книжки, отвечающие всем требованиям, получают специальный знак «Детские психологи рекомендуют». Мы надеемся, что этот знак станет ориентиром в море печатной продукции для детей и поможет выбрать действительно хорошую книжку.

Рейтинг@Mail.ru