Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2009
В предыдущем номере мы предложили читателям проанализировать различные виды разрезных картинок с точки зрения эффективности их влияния на развитие ребенка и представили критерии выбора таких картинок для различных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим отдельный вид настольных игр этого типа — картинки на кубиках.

Картинки на кубиках

Сюжетные картинки могут складываться из элементов, расположенных на гранях кубиков. Кубик как геометрическое тело имеет шесть граней. Соответственно, каждая из его граней — элемент одной из шести картинок, которые можно сложить из заданного набора кубиков.
Ориентироваться в этих элементах непросто. Поэтому малыши 3–3,5 лет очень редко могут собрать картинку целиком. И даже не стремятся к этому. Для них яркие кубики привлекательны сами по себе. Из них можно строить. Они радуют узнаваемыми фрагментами. Но удержать задачу складывания целой картинки эта узнаваемость и обилие фрагментов мешают. Впрочем, это и неважно. Для детского развития достаточно радости узнавания и манипулирования с кубиками.
Только по достижении 3,5 лет ребенок может подступиться к задаче складывания сюжетной картинки на кубиках. Здесь в отличие от предыдущего возрастного периода помощь взрослого может оказаться уместной и эффективной: дети будут добиваться успехов, хотя и испытывая ряд трудностей. Чаще всего трудности связаны с потерей изображения, с непониманием того, что кубик нужно вертеть, с неумением определить для фрагмента нужное место.
Эти трудности носят развивающий характер, если ребенок успешно преодолевает их с помощью наводящих вопросов взрослого.

А вот в возрасте 5–5,5 лет дети с удовольствием будут самостоятельно собирать сюжетные картинки на кубиках. Задача взрослого — поощрять их в этом занятии и хвалить за достигнутый результат.
Уровень сложности картинок на кубиках зависит от того, что и как на них нарисовано. Усложнение заключается в переходе от изображения отдельного предмета к изображению сюжета. Например, на картинке изображен медведь. Более сложная картинка представит медведя возле куста малины. Следующий уровень сложности предполагает сюжет с большим количеством персонажей: несколько медведей собирают малину.
Кроме того, степень сложности изображения определяется его понятностью и реалистичностью. Образ медведя, к примеру, понятнее для четырехлетнего ребенка, чем образ инопланетянина.

Изображение должно быть понятным, красочным, четким и привлекательным для ребенка.

Рейтинг@Mail.ru