Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2009
Рисунок Энтони Крамера
Рисунок Энтони Крамера
Самый разгар лета.  вроде до осени еще долго — столько же, сколько минуло с начала сезона праздности. Но день летнего солнцестояния позади, и время ведет себя «необъективно» — ускоряет ход, движется все быстрее, туда, к началу сентября.
Вот-вот — и шестилетка окажется на пороге школы. Или на пороге подготовительной группы детского сада, что немного легче, но тоже ответственно.
И вроде бы оставшиеся до «рабочих будней» денечки надо употребить с толком, с пользой для детского ума. «Только не упражнения! Только не упражнения!» — в страхе выкрикнет психолог. Не скука натаскивания, не цифры или буквы в тетрадке. И, упаси Господи, не букварь — это пугало подготовишек, к которому питают пристрастие продвинутые бабушки и некоторые ретивые воспитательницы.
Что же тогда?
О пользе шахмат и шашек для развития мышления шестилеток нам в свое время поведал Шалва Амонашвили. Но шахматы — это непросто. Скорее сложно. Хотя показать шестилеточкам доску, фигуры и научить делать первые шахматные ходы уже можно.
Есть, однако, игры, которые для детей предшкольного возраста являются совершенно доступными, а с точки зрения развития тактического мышления (умения планировать ходы, просчитывать действия соперника) их вполне можно было бы считать подготовительным этапом для тех же шашек и шахмат.
Это всем известные «крестики-нолики».
Перед тем как познакомить малышей с правилами игры в «крестики-нолики», можно рассказать им легенду о том, как эту игру придумали.

Крестики-нолики,

Легенда о магическом квадрате

В древности жило на земле племя, во главе которого был могучий Вождь, и люди в эпоху его правления были едины. У Вождя было четыре сына — четыре славных охотника, не уступавших друг другу в смекалке, силе и мужестве. И когда Вождь состарился, каждый из его сыновей захотел занять его место. Старый Вождь опасался, как бы из-за желания властвовать его сыновья не устроили между собой войну, и призвал к себе Мудреца — просить совета. Мудрец пришел и сел на поляне, и закрыл глаза, и стал смотреть внутрь себя. Потому что внутри себя можно порой увидеть больше, чем снаружи. Так сказал Мудрец Вождю, и Вождь велел не трогать Мудреца и не беспокоить его словами и вопросами.

Мудрец сидел с закрытыми глазами три дня и три ночи. Он не пил и не ел. А на четвертый день, когда Солнце вновь явило свой свет людям, Мудрец открыл глаза, и все собрались вокруг него, чтобы послушать и посмотреть, что он сделает и что скажет. Мудрец взял в руки палочку и начертил на земле фигуру. «Пусть мир с живущими в нем людьми будет таким же устойчивым, как этот магический знак, — сказал Мудрец. — Углов у него столько же, сколько у Вождя сыновей. А четыре угла знака указывают на четыре стороны света».

Затем Мудрец перекрещивающимися линиями разделил фигуру на четыре равные части. «А это — земли разных сторон света, которыми ты наделишь своих сыновей. Они кинут жребий и разойдутся со своими людьми в разные стороны — чтобы не мешать друг другу, но жить в добром соседстве и заселить своими потомками землю. Там, где они решат осесть, нужно начертить этот магический знак. Он поможет защититься от злых духов.

Каждому из четырех я дам подарок — девять камушков, пять светлых и четыре темных. Когда новые вожди захотят узнать будущее, они разложат камушки в квадрате, и я научу их читать получившийся рисунок».

Говорят, все так и случилось. Сыновья старого Вождя разошлись в разные стороны, и мудрецы их племен долгое время предсказывали по камушками в квадрате будущее. И людям действительно некоторое время удавалось сохранять между собой мир. Но потом у новых вождей народились новые сыновья. И кто-то несдержанный решил пренебречь магическим квадратом и указанием на справедливое деление мира и затеял ссору с соседями. Разразилась первая война, и вместе с нею квадрат, говорят, утратил свои волшебные свойства.

Статья опубликована при поддержке компании "Americhip". "Americhip" multisensorize - лидер среди инновационных технологий в рекламе. Компания использует новые рекламные технологии, нестандартные и вызывающие восторг, которые воздействуют на все органы чувств. "Americhip" предлагает Вам такие услуги как видеореклама в журналах, видеоброшюры, аудиореклама, создание светового оформления рекламы в прессе, интерактивная реклама, видео и аудио открытки и многое другое. Узнать обо всех видах рекламы подробнее, посмотреть примеры, информацию о компании, её проектах и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://americhip.ru/.

Раз-два-три –посмотри!

В память о квадрате, нарисованном Мудрецом, нам досталась игра. «Тик-тэк-тоу» называют ее по-английски. А мы можем называть по-своему: «Раз-два-три — посмотри!» Считается, что она помогает научиться думать. А тот, кто умеет думать, рано или поздно придумает что-нибудь хорошее — чтобы предотвратить ссору или недоразумение.

Играть в эту игру можно по-разному. Разные варианты похожи друг на друга, но их чередование вносит элемент новизны и лишает действия стереотипности.

Вариант первый. Пуговицы в клеточках

Для игры понадобится поле с девятью клеточками и набор из десяти пуговиц (пять черных и пять белых). Один из играющих получает черные пуговицы (и делает первый ход), другой — белые пуговицы. У того, кто ходит первым, есть преимущество. Поэтому, играя с ребенком, поначалу право первого хода лучше предоставлять ему. Если же играют двое детей, они получают пуговицы по жребию.

Задача каждого играющего — выстроить ряд из пуговиц своего цвета по вертикали, горизонтали или диагонали. Каждый играющий делает в свою очередь один ход — выставляет фигуру (пуговицу) на один из квадратиков поля.

Тот, кто первым выстроил свой ряд, должен выкрикнуть «победные слова».

В том, что это необходимо, уверены дети в разных странах.

Англичане кричат так:

Ты сидишь в глубокой луже,
А мне — кусок мяса на ужин!

Датчане кричат так:

Мне все масло, сахар и сыр.
Я — победитель. Я — командир!

Шведы — так:

Я первым пришел!
Всю муку смолол!

Говорят, дети разных стран, особенно из бедняцких семей, верили, что победа в «тик-тэк-тоу» принесет им удачу, и они смогут хорошо поужинать. Поэтому в их приговорках упоминаются продукты.

А вот американцы кричат что-то странное, вроде бы к делу не относящееся:

Завязался узелок —
Кошка щурит свой глазок.

Но, может, кошка тоже обладает какими-нибудь волшебными качествами? Прищурит глазок — и желание сбудется?

По-русски удобнее всего кричать так:

Раз-два-три — посмотри!

Эти слова обязательно принесут удачу. И настроение выигравшему они точно поднимут!

Если надоело играть с пуговицами, можно заменить их красивыми камушками. Например, круглой галькой. Камушки игрока, делающего первый ход, можно пометить каким-нибудь знаком («магическим»). Но это не значит, что он непременно выиграет.

Ну и, наконец, можно перейти к «классическому» варианту с рисованием крестиков и ноликов на бумаге. В правилах ничего не меняется. Крестики заменят черные пуговицы, нолики — белые.

Прелесть этой игры еще и в том, что в нее можно играть где угодно — в комнате на столе, в поезде («бумажные» варианты «крестиков-ноликов»), на пляже, рисуя палочкой на влажном песке, во дворе, где есть кусочек «чистой» земли, позволяющей начертить квадрат.

Вариант второй. Девять лунок

Правила игры практически те же, что и в предыдущем варианте. Немного меняется поле (четыре клеточки вместо девяти), а вместо пуговиц или камушков используются палочки двух цветов. Палочки вставляются в лунки (ямки), сделанные в углах квадрата и на пересечении прямых внутри квадрата. (Квадрат выглядит точно так же, как его начертил Мудрец из легенды.) Этих лунок девять — по три с каждой стороны квадрата и одна в центре.

Задача каждого играющего — выстроить три палочки в ряд.

В эту игру можно играть как на специально оборудованной доске с высверленными отверстиями, так и в «полевых условиях», проделав ямки в земле. Найти палочки примерно одинаковой толщины в лесу или в парке не проблема. Часть из них можно освободить от коры. Вот и получатся белые палочки.

Следуя технике безопасности, лучше делать палочки невысокими. Так безопаснее для детских глаз. Еще лучше иметь заготовленный набор палочек. Подойдут деревянные счетные палочки. Только часть нужно пометить.

Можно заменить палочки камушками или пуговицами. В этом случае игра будет напоминать первый вариант, только игрокам нужно ориентироваться не на квадраты, а на точки. Позиции становятся мельче, поэтому и задача игроков выглядит несколько сложнее.

Вариант третий. Набери 15

Этот вариант слишком сложен для дошкольников.

Чтобы в него играть, дети должны уметь считать в пределах 15 (складывать числа), понимать, что такое «сумма».

Так что такую игру можно предлагать первоклассникам во втором полугодии учебного года или даже второклассникам.

Но в некоторых случаях и этот вариант пригодится — в работе с одаренными детьми, на занятиях математического кружка или во время детско-родительских интеллектуальных праздников с участием детей предшкольного возраста, когда играющие состязаются парами «взрослый — ребенок».

Для игры понадобится такое же поле, как для игр первого варианта, и набор круглых бумажных фишек с числами. Один игрок (пара играющих) получает бумажные фишки с числами 1, 3, 5, 7, 9. Другой — с числами 2, 4, 6, 8.

Задача каждого — выстроить ряд чисел, дающих в сумме 15.

Играющий может в ходе партии выстроить несколько рядов, и каждый раз получает за законченный ряд очко. Оно записывается на его «счет».

К тому же сумма засчитывается по последнему ходу. Например, первый игрок выстраивает в ряд 4 и 6, а второй добавляет к этим числам 5, получает требуемую сумму и вместе с ней — вожделенное очко. Так что тактика игроков должна строиться так, чтобы не допустить дополнение ряда противником.

Побеждает тот, кто за партию наберет большее количество очков.

Вот такая «тик-тэк-тоу»!

Подготовлено с использованием книги «Tic Tac Toe and Othet Three-in-a-row
Games by Claudia Zaslavsky» (New York, 1982)

Рейтинг@Mail.ru