Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2009
Словом «лекотека» обозначается совершенно новое для российской действительности явление: это место, где занимаются с «особыми» детьми.
До последнего времени многие из этих детей не могли рассчитывать на включение в систему образования. Им некуда и вроде бы незачем ходить: их нигде не ждут. Часто — в силу диагноза с пометкой «необучаемый» — им по достижении школьного возраста не приходится рассчитывать на посещение даже специализированных учреждений. Их родители тянут свою безрадостную лямку без всякого расчета на социальную поддержку и общественное понимание. Марина ЕГОРОВАНо попадись такому родителю умный специалист и разумная образовательно-коррекционная система, и, быть может, что-то в жизни его и ребенка могло бы сдвинуться в лучшую сторону. Могли бы образоваться просветы, ради которых стоит тратить душевные и физические силы.
С этой целью в нашей стране стали создаваться лекотеки.
Об истории лекотек рассказывает президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина ЕГОРОВА.

Российская лекотека: новое слово в российском образовании

Слово «лекотека» происходит от шведского leko — «игрушка» и греческого tek — «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов. Ее создали, чтобы с помощью игр смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на больных детей.

«В чем состоит отличие создаваемых сегодня лекотек от традиционных служб помощи детям с нарушениями развития? —  говорит директор ГОУ ЦПМСС «Лекотека», один из инициаторов создания московских лекотек Валерий Ярыгин. — Главным средством помощи детям мы считаем игру. Только через игру можно обеспечить ребенку эмоциональное участие в происходящем, а значит — способствовать его личностному развитию и развитию его самосознания. Другой, не менее важный принцип лекотек — это включение в работу членов семьи ребенка, как для того, чтобы помогать его развитию, так и для того, чтобы оказывать им самим психологическую и образовательную помощь».

Российская лекотека возникла 10 лет назад и получила свое развитие именно в Москве. Она является новым видом помощи детям с нарушениями развития и ставит перед собой задачи их абилитации.

Под абилитацией понимают развитие новых функций и способностей — в отличие от реабилитации, направленной на восстановление потерянных функций и способностей.

Цель абилитации — в том, чтобы улучшить развитие ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; предоставить ребенку оптимальные возможности для самостоятельной жизни в будущем, при поддержке семьи. Цель абилитации достигается следующими средствами:

— развитие способностей ребенка, насколько это возможно;
— адаптацией окружающей среды к возможностям ребенка и с целью его развития.

Ученые уже доказали необходимость и высокую эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. И в большинстве стран абилитация выделилась из сферы медицины и перешла в сферу образования.

Место медицинских методов абилитации все увереннее занимали методы психолого-педагогические. Лекотека как раз и является такой формой работы.

В 2000 г. группа сотрудников ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» (до 2004 года — Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа г. Москвы) начала разрабатывать модель российской лекотеки. В проекте работали сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, кафедра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии, лаборатории научно- методических основ организации деятельности психолого-медико-социальных центров).

В 2001 году проект «Российская лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». В этом же году на базе Психолого-медико-социального центра Северного административного округа г. Москвы была открыта первая московская лекотека. Модель «Российская лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

Создание лекотек в Москве было включено в государственную программу «Столичное образование».

В 2002 г. стартовал проект лекотеки в доме ребенка. Проект реализовывался на базе дома ребенка № 9 Москвы.

В процессе работы были определены основные компоненты лекотеки, описаны игровые сеансы, материальная часть лекотеки, а также дополнительные компоненты лекотеки:

  • группа взаимной поддержки родителей,

  • индивидуальная игротерапия,

  • групповая игротерапия,

  • домашнее визитирование,

  • изотерапия, театро- и музыкотерапия.

С сентября 2003 по январь 2004 гг. был успешно запущен в действие третий проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: «Информационное пространство российской лекотеки», в результате которого был создан сайт www.lekoteka.ru.

C 2003 г. на базе факультета повышения квалификации МГППУ ежегодно проводятся бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.

В 2004–2005 гг. команда разработчиков российской лекотеки под руководством В.Н. Ярыгина осуществила очередной проект «Российская лекотека как региональная модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка». Он также был поддержан Программой «Помощь детям-сиротам в России».  В его рамках обучились специалисты домов ребенка Тверской области, открылась лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка, и создаются лекотеки в домах ребенка городов Кашин, Вышний Волочек, Тверь.

В 2006 г. в Библиотечке «Профилактика социального сиротства» в серии «Особый ребенок в семье: развитие услуг» вышла книга «Российская лекотека: методическое пособие», обобщившая опыт оказания помощи, полученный при реализации пяти проектов.

Модель лекотеки была представлена в книге как структурное подразделение таких учреждений, как центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; детские сады компенсирующего типа; дома ребенка; детские поликлиники; детские больницы; общественные организации.

Лекотека может быть создана и как отдельная, самостоятельная служба, не входящая в состав учреждения.

Принципы создания лекотеки:

  • добровольность;

  • семейноцентрированный подход;

  • ориентированность на личность ребенка;

  • ориентированность на семью и партнерство;

  • междисциплинарность.

Одно из условий оказания помощи детям и членам их семей, учитывая, что они включаются в систему образования, — минимальная образовательная перспектива ребенка.

А привлечение к совместной деятельности членов семьи детей с нарушениями в развитии — обязательное условие эффективной работы лекотеки.

Поэтому российская лекотека оказывает услуги двум целевым группам.

Первая группа — дети в возрасте от рождения до 4 лет с различными нарушениями развития (двигательными, эмоциональными, коммуникативными, сенсорными, поведенческими и комплексными) и выраженными психогенными расстройствами.

Вторая целевая группа — члены семей или лица их заменяющие.

Специалисты лекотеки реализуют индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи — преимущественно в процессе игровой деятельности.

Цели деятельности лекотеки

Развитие и поддержка функциональных способностей ребенка

Максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями предусматривает развитие у ребенка общих умений и навыков, предполагающих умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, получать знания об окружающем мире, передвигаться и обслуживать себя (функциональные способности).

Нормализация жизни ребенка

Нормализация жизни включает физическую, функциональную и социальную нормализацию.

Физическая нормализация предполагает изучение и оптимизацию качественных условий жизни ребенка, потребностей, способностей родителей отвечать на нужды ребенка.

Функциональная — изучение и улучшение того, как ребенок спит, как принимает пищу, как сидит, когда играет, как соблюдает режим дня (смена занятий, наличие отдыха), как передвигается и пр.

Для социальной нормализации необходимо выяснить, имеет ли ребенок возможность общаться с другими детьми, посещать детский сад, усваивать общественные нормы поведения, иметь жизненный цикл, как у всех (недельный, годовой, жизненный), имеет ли свободное время, может ли им распоряжаться, имеет ли возможность развиваться и получать образование, — и способствовать развитию его коммуникативных возможностей.

Поддержка родителей



Предполагает психологическую и информационную поддержку, повышение уровня образования в области, связанной с проблемами ребенка.

Традиционно профессионалы привыкли работать внутри своей профессиональной области — оценивать, давать рекомендации, помогать только детям. А родители традиционно всегда играли несколько пассивную роль и прежде всего были ориентированы на получение услуг со стороны профессионалов.

Но родители, не имеющие специального образования, тоже могут эффективно помогать своим детям: ведь они много знают о ребенке и потому могут быстрее и лучше найти приемы, стимулирующие его развитие.

Люди, живущие вместе с ребенком, ухаживающие за ним — родители, опекуны, приемные воспитатели, — выполняют большую часть абилитационной работы и помогают нормализовать жизнь ребенка.

Однако, чтобы родители делали это умело, необходимо предоставить им нужную информацию и обучить важным навыкам общения с ребенком. Родители нуждаются и в эмоциональной помощи и поддержке, нуждаются в том, чтобы их выслушали. Специалисты лекотеки беседуют с родителями, внимательно их выслушивают, обсуждают важные вопросы на индивидуальных занятиях. Также родители могут посещать группы взаимной поддержки.

Специалисты вместе с родителями составляют «Индивидуальную программу помощи» для данного ребенка. При составлении программы специалисты и родители ориентируются на сильные стороны, интересы, ресурсы и индивидуальные потребности ребенка и семьи. Благодаря этому каждый план специфичен и предназначен только для одной семьи.

Конечно, развитие партнерства между сотрудниками лекотеки и родителями не всегда происходит легко. Но оно необходимо. И умение его налаживать — одна из важнейших задач службы.

Сегодня в Москве функционируют 80 лекотек, и их посещают около 1000 детей с особенностями в развитии. Результаты их работы убедительно показывают: лекотека позволяет достичь качественных изменений в личностно-социальной сфере ребенка, существенно повысить качество жизни и ребенка, и его семьи, а иногда и сохранить ее для ребенка.

И это вселяет уверенность, что у российских лекотек есть будущее.

Рейтинг@Mail.ru