Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2009

Спасает ли красота детский мир?

Мы обожаем эстетику. Стараемся, чтобы в группах было красиво, чтобы кубик к кубику лежал, книжечка к книжечке, карандашик к карандашику.
Чтобы куколки красиво сидели — как на витрине магазина.
Иной раз посмотришь — и правда: глаз не отвести. Одна досада: придут дети и все испортят. Растащат игрушки по углам, для своих муравьиных целей. Разрушат с таким искусством созданный дизайн. И сколько ни учи их класть игрушки на место, делают они это неохотно и совсем не с тем совершенством, которого требуют наши задумки по созданию «развивающей среды». Так и хочется на них цыкнуть: а ну, не трогать! Явились, разрушители!

Не трогать, не портить… Может, и не смотреть? Какой в этом толк, если нельзя эту красоту включить в свою игру? Какой толк в изысканной сервировке стола, если расставленные там блюда нельзя съесть?
А ведь украшение блюда служит единственной цели — возбуждать аппетит. Не для того, чтобы слюна текла, а чтобы блюдо было съедено.
Красиво оформленные витрины игрушечных магазинов должны возбуждать «аппетит» покупателя. Его фантазию: такая красивая игрушка! Как обрадуется ей ребенок! Как интересно будет ему играть!

Но вряд ли стоит стремиться к тому, чтобы игровые уголки в детском саду напоминали витрины магазинов. Может, это способно порадовать взоры проверяющих. Но детям сложный дизайн в игровой не нужен. Не нужны готовые декорации и устойчивые композиции. Нужны вещи, которые можно без трепета брать в руки и превращать во что угодно, которые легко убирать и которые не заставляют каждый раз заново восстанавливать какую-то сложную композицию, придуманную взрослыми «для красоты».
Психологи твердят и твердят о предметах-заместителях, о том, что вещи в игровой должны быть полифункциональными. О том, что надо поощрять ситуации, в которых восковые овощи превращаются в сокровища или в грузы из далеких стран и складываются в кузов грузовика без всякого почтения к их предназначению — быть «товаром» в игрушечном магазине. А шприц из набора «для игры в доктора» становится шпагой или пистолетом.
Вот бы взять и объявить в детском саду конкурс на лучший игровой уголок. Но не эстетику делать ведущим критерием («Ах, как у вас тут красиво!»), а психологические параметры: это удобно и интересно для детей. Это позволяет всем присутствующим в группе найти себе дело. Это не навязывает тех или иных действий, а побуждает придумывать сюжет игры.
И взгляните, как легко детям убирать после игры игрушки. А вот уголки, где не очень объемные постройки и самостоятельно созданные квартирки для кукол можно сохранить до следующего дня. Не для того, чтобы тешить эстетические чувства взрослых, а для того чтобы возобновить игру.
И вообще — сделать все наоборот. Объявить застывшую, «витринную» красоту педагогическим врагом. Лакмусовой бумажкой на проверку истинной педагогической работы. Приходишь в группу: «Покажите-ка мне, дорогие воспитатели, следы детской игры. Во что это у вас тут играли? А почему порядок такой? Почему игрушки застыли на полочках, как неживые?»
И приз давать тому, у кого беспорядка больше. И кто — даром что взрослый! — совершенно самостоятельно, без всякой подсказки со стороны методической службы, додумался превратить шприц в шпагу. Мало того — поразил ею Черного Рыцаря.

Рейтинг@Mail.ru