Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2009

Сабина Шпильрейн — сотрудник Дома-лаборатории

В ряду имен, которые мы «открыли» для себя благодаря «проклятым девяностым», — имя Сабины Шпильрейн. Сабину Шпильрейн в современном научном мире называют «выдающимся психоаналитиком», предвосхитившим в своих работах многие идеи психоанализа. Получившая самое блестящее образование, возможное для девочки из еврейской семьи в дореволюционной России, девятнадцатилетняя Сабина отправляется в Швейцарию. Это единственная европейская страна (и единственная страна во всем мире), где женщины в конце XIX — начале ХХ века могут получить высшее образование.

Но судьба Сабины выстраивается непросто. Девушка серьезно заболевает — психической болезнью. И эта болезнь определяет ее дальнейшую судьбу, но не как больного человека, а как ученого и общественного деятеля. За лечение Сабины берется никому тогда не известный, увлеченный психоанализом молодой доктор Карл Густав Юнг — и добивается серьезных успехов. Правда, лечение не уложилось в принятые психоанализом методы: между Юнгом и Шпильрейн развиваются отношения, которые станут притчей во языцех для всего Цюриха, а впоследствии — основой для сюжетов романов и кинофильмов.

Тем не менее Сабина излечилась (от истерии — не от своей любви к Юнгу), получила степень доктора медицинских наук, стала серьезно заниматься психоанализом и сделалась сподвижницей Фрейда.

Но для нас ее имя значимо прежде всего потому, что оно числится среди сотрудников первого и единственного российского дошкольного учреждения, основанного на принципах психоанализа.

Как мы теперь знаем, в официальных бумагах этот детский сад назывался Детским домом — лабораторией «Международная солидарность», существовал при Государственном психоаналитическом институте, и Сабина Шпильрейн, вернувшаяся в Россию с началом Первой мировой войны, действительно была одним из его научных сотрудников.

Как преданный своему делу и последовательный ученый, она разделила судьбу психоанализа в России. После закрытия Дома-лаборатории и разгрома русского психоаналитического общества Сабина возвращается на родину, в Ростов-на-Дону, где ведет тихую, бедную, трудную и неприметную жизнь. Она работает на полставки в детской ростовской больнице, предположительно преподает в Ростовском университете.

В 1937 году три брата Сабины, выдающиеся ученые (Ян был математиком, членом-корреспондентом АН СССР, Исаак — психологом, профессором, основавшим и возглавившим Психотехническое общество СССР, Эмиль — биологом, доцентом и деканом биофака Ростовского университета), арестованы и расстреляны по обвинению в диверсионной деятельности. Скоро от инфаркта умирает и ее муж, Павел Штефтель. (Существует мнение, что он покончил жизнь самоубийством.) Сама Сабина в период сталинских репрессий чудом уцелела. Она погибла в 1942 году. После оккупации Ростова-на-Дону гитлеровцы незамедлительно приступили к осуществлению плана по ликвидации «неполноценных рас».

Сабина, вероятно, могла бы спастись. Эвакуироваться из города до его захвата. Но она отказывалась верить, что немцы способны совершить то, что о них рассказывают. Ведь немцы были культурнейшей нацией Европы. На их языке, которым Сабина владела в совершенстве, были созданы великие художественные произведения, писали свои работы психоаналитики. В августе сорок второго, вместе с тысячами ростовчан, Сабина Шпильрейн и две ее дочери расстреляны на окраине Ростова, в Змиевской балке.

В 2002 году на доме, где она жила, появилась мемориальная доска. Но стены запущенного подъезда, как рассказывают очевидцы, разрисованы свеженькими свастиками.

В 2008 году Издательский дом «ERGO» выпустил в свет книгу психоаналитических трудов Сабины Шпильрейн, написанных на английском, немецком и французском языках. В частности, в нем много статей, посвященных детскому психоанализу: «Возникновение детских слов папа и мама», «Мыслительный процесс у ребенка двух с половиной лет», «Детские рисунки при открытых и закрытых глазах» и другие.

Кроме неожиданного взгляда на ребенка и его психику, психоанализ призывает нас к бережному и гуманному отношению к человеку в начале жизни. Самая главная его заповедь — не сломать, не повредить «Я» ребенка. Помним ли мы об этом? Может, и помним. Но — не умеем.

Написано с использованием материалов статьи Игоря Ваганова. http://drugie.here.ru/achtung/spielrein.htm

Рейтинг@Mail.ru