Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2009

Первые посещения детского сада

Есть маленькие дети, которые трудно расстаются с родителями. Чем они становятся старше, тем легче разлука на несколько часов или даже на день. Чем моложе ребенок, тем труднее ему жить без родителей.
Опыт убеждает в том, что не все дети сразу остаются с удовольствием в детском саду. Одни никак не хотят оставаться без родителей; другие, напротив, с первого разу так привыкают к детскому саду, что даже домой не хотят. Вообще же говоря, переход маленького ребенка из семьи в детский сад не должен быть резок, а ребенок должен к нему привыкнуть исподволь. Постараемся изложить вкратце те правила, какие мы соблюдали при поступлении детей в детский сад.

Дети самостоятельные, естественные, не капризные, но бывшие до поступления в детский сад близки к своим родителям, с первого раза неохотно остаются в детском саду. Они не так охотно играют с чужим человеком, как со своим близким, знакомым. Поэтому следует не сразу предоставить такого ребенка новой воспитательнице, а следует матери или няне оставаться в детском саду с ребенком несколько дней кряду или по крайней мере один день. Сначала она может пробыть целые дни в детском саду и участвовать в играх; затем мало-помалу уменьшать участие в последних, и когда она увидит, что ребенок сблизился настолько с воспитательницею, что свободно объясняется с нею и обращается уже к ней с вопросами, или когда ребенок сблизится с товарищами, тогда мать смело может не ходить больше с ребенком в детский сад. Отсутствие матери не будет чувствительно для него. Плакать о матери или проситься домой такой ребенок не станет, если его ввели описанным образом в заведение. По возвращении домой ребенок радуется своим родителям, рассказывает им о своих играх и работах и на другой день с удовольствием отправляется в детский сад.

Дети, родители которых отправляются с утра на работу и оставляют их на целый день одних, или работают дома, но не имеют свободного времени заниматься детьми и отстраняют их от себя, или, вообще говоря, нормальные дети, но не особенно близкие к своим родителям, обыкновенно с первого разу остаются с удовольствием в детском саду. В этом случае детский сад заменяет отчасти семью детям, и они находят там ласку и внимание, недостающие им дома.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис". Компания предлагает Вам такие услуги по металлическим дверям и замкам, как ремонт дверей и замков, вскрытие замков, установка и замена замков в металлической двери, замена личинок, установка задвижки. Доступные цены, гарантия качества. Узнать подробнее об услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.zamki-c.ru/.

Дети избалованные, капризные, своевольные и изнеженные ведут себя в детском саду совершенно особым образом, так что о них стоит поговорить подробнее.
Они никогда при родителях не привыкают к воспитательнице. Такие дети смотрят на воспитательницу, как на особу, обязанную их занимать, веселить и исполнять их приказания. Сближение душевное с воспитательницею они обнаруживают только при долгом посещении детского сада. Чем больше мать остается с ними в детском саду, тем менее они сходятся с другими детьми и вовсе не сходятся с воспитательницею. Мать уйдет на секунду, и они уйдут. Это зависит от того, что подобные дети не знают истинной любви; они привыкли приказывать; на родителей он смотрят, как на исполнителей их прихотей. С такими детьми мать ни за что не должна оставаться в детском саду, ибо, чем больше она будет исполнять их желания, тем они становятся деспотичнее.
Мы знаем несколько таких детей. С одним из них мать приходила в детский сад ровно два месяца; она каждый день пробовала уходить, но каждый раз ребенок поднимал страшный рев. Сколько ни уговаривали ее, чтобы она его оставила в детском саду, она не хотела; она боялась, что он заболеет, умрет. Наконец, мать заболела, ей нельзя было больше приводить ребенка. Его стали посылать с девушкой и оставлять одного в детском саду. И тогда ребенок этот стал играть хорошо, подобно другим детям.
Но замечательно, что подобные дети долго не сближаются сердечно с воспитательницею, а смотрят на нее свысока. Своеволие детей в богатых семьях действует губительно на детей. Подобные дети могут почувствовать только тогда истинную любовь к людям, когда будут удалены от тех вредных домашних условий (богатства и дурного обращения с прислугой), в которых они вырастают. Такие дети деспоты и полнейшие рабы в то же время.

Своевольцы-сангвиники, капризные, упрямые и настойчивые дети, держатся вначале различно: одни настоятельно требуют, чтобы мать или няня оставалась с ними; другие, наоборот, сразу остаются в детском саду. Но, раз побывав между детьми, они неотступно уже просят дома, чтобы их вели в детский сад. Толпа различных детей для них среда, где они могут обнаруживать свою волю: командовать, распоряжаться, устраивать все по-своему, подчинять слабых и т.п. Здесь важно, чтобы садовница следила за тем, чтобы они не направляли ложно свой воли, чтобы они не слишком взяли в руки других детей; но действовать она должна менее запрещениями, а больше посредством возбуждения самостоятельности и сознания в других, слабых детях. Капризы этих сангвиников никак не должны быть исполняемы. «Если так, я не буду играть! Я маме скажу!.. А я больше не буду приходить!..» и т.п. Подобные фразы не должны действовать на садовницу. Брань, ругань, дерзости таких детей не должны садовницу выводить из терпения: она должна сохранять полное хладнокровие и спокойствие и тогда увидит, как мало-помалу капризный исправится и начнет направлять целесообразно свою волю.

Дети забитые, которых дома постоянно останавливают, которым делают выговоры за каждый свободный поступок, обыкновенно сами не желают, чтобы их родители оставались с ними в детском саду. Они бывают и веселее, и игривее, и добрее, и смышленее, когда родители не присутствуют при их занятиях в детском саду. Когда же придут родители, они опускают голову, задумываются, делаются молчаливыми и без охоты двигаются во время подвижных игр. Такие дети должны оставаться в детском саду без родителей с того времени, как воспитательница заметит подобные качества ребенка.
Из практики детского сада можно вывести следующее: дети не чувствуют себя стесненными в детском саду; напротив, одни раньше, другие позже желают оставаться в нем больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидают другого дня, чтобы опять поспешить туда. А дети в этом отношении лучшие судьи: у них нет предвзятых мыслей, ими руководит чувство — неподдельное и неподкупное.

По тексту журнала «Детский сад», 1868 г.

Рейтинг@Mail.ru