Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2009

Центр игры и игрушки МГППУ

Центр игры и игрушки МГППУ
Подвижность, активность и любознательность — характерные черты большинства детей. Но некоторые малыши обращают на себя внимание непроходящим возбужденным состоянием, непредсказуемостью поведения и чрезмерной подвижностью. Такой ребенок хватает все, что попадется под руку, и тут же бросает за ненадобностью, не может найти себе занятие больше чем на 3–5 минут, а общаясь с окружающими, задает много вопросов и не слушает ответов. Порой встречается и противоположная картина: малыш малоподвижен, движения у него скудные и несколько вялые, он охотно и подолгу играет сам с собой, а общения со сверстниками избегает или испытывает в нем затруднения. В незнакомой обстановке он обычно прячет лицо или забирается на руки.
Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек.

В мире игры и игрушки

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и закономерности движения простейших тел и механизмов. Самые известные из традиционных игрушек такого рода — богородские: например, кузнецы или клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки.

В последнее время появилось множество движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки, или игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже как будто «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» (радость, обиду, боль), ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку — ожила.

Но истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Все кем-то уже запрограммировано — осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя нажимать на кнопочку для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки не могут считаться динамическими именно в силу своей запрограммированности.

Благодарим интернет-магазин http://www.dostavka-tsvetov.com/ за помощь в подготовке статьи. Интернет-магазин предлагает Вам букеты и цветочные корзины, которые составляют профессиональные флористы и дизайнеры, а также игрушки, конфеты, фрукты и наборы. Доступные цены, только свежие цветы, круглосуточная доставка по Москве. Не ищите повода, чтобы подарить цветы! Заказать цветы по лучшей цене в Москве Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: www.dostavka-tsvetov.com.

Телесное и душевное отождествление ребенка с этим движением не требуется и поэтому наносит вред его развитию.

В отличие от механизированных и роботизированных настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка во взаимодействии с подвижным предметом. Причем движение и равновесие не создаются искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения, где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название — динамические игрушки).

Без системы не обойтись

Задача динамических игрушек — отобразить и дать прочувствовать ребенку различные виды движения, существующего в природе. Их можно условно разделить на несколько видов. Например, по характеру движения. Наряду с этим можно заметить, что в одних игрушках воплощен образ живого существа с его характерным движением (кувыркающийся клоун, летящая бабочка), а другие лишены образа (шарик, волчок). Итак, виды движения.

Игрушки-каталки

Эта группа игрушек, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние каталки дети толкают впереди себя, а задние — на веревочке тянут за собой.

К передним относится бабочка, которая легко взмахивает крылышками, когда ее катят, или замирает, стоит малышу приостановиться. Или барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки — это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

Развивающий потенциал этого вида игрушек исчерпывается для ребенка по достижении возраста 3 лет. Для самых маленьких, полуторагодовалых, недавно научившихся хорошо ходить, подходит передняя каталка («толкалка»): эти детки еще осваивают пространство перед собой. И для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам.

Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru