Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2009

Продолжение. Начало в № 14, 15, 16, 17/2009

В предыдущих номерах мы познакомили читателей с принципами создания зоологического лото для малышей и детей предшкольного возраста. Покупные варианты лото, как правило, рассчитаны на камерные занятия с небольшой группой детей (3–4 человека). Но можно самостоятельно сделать карты более крупного формата и использовать их для фронтальной работы на занятиях. Познакомимся с некоторыми приемами работы по таким картам.

Играем с детьми в лото

Приемы работы с картой на фронтальном занятии

«Заселим лес (луг, пруд)»

Карта укреплена на магнитной доске. Педагог предлагает детям сказать, что изображено на карте.
— Это лес.
— Кто живет в лесу? (Ответы детей.) Верно. В лесу живут разные животные: звери, птицы, насекомые, ящерицы, лягушки, змеи, черви. Но здесь, на картинке, нарисован не просто лес. Это лес, в который мы с вами много раз ходили гулять. Кого мы с вами там видели? (Ответы детей.) Но на самом деле в нашем лесу живет гораздо больше животных. Просто они скрываются от человека, и заметить их можно, только обладая специальным умением наблюдать, читать следы. Мы тоже будем этому учиться. А пока просто поверим ученым, которые изучают мир нашего леса. Некоторых «невидимых» животных мы с вами уже запомнили и сейчас расселим их на карте леса.
Затем педагог по одному вызывает детей к столу, предлагает выбрать любую маленькую карточку с изображением животного и поместить ее на большую карту. (Карточки закрепляются магнитами.) Заполнив карту, дети хором перечисляют названия «заселяющих» лес животных. Можно предложить кому-то из желающих выйти к доске и повторить упражнение без поддержки группы.

«Эстафета»

Эстафету «Животные нашего края» на основе лото можно включать в занятия тогда, когда дети уже знакомы с правилами игры и в основном запомнили названия животных на картинках.
Группа делится на две-три команды — по количеству больших карт. Карты укрепляются на магнитной доске на уровне роста детей — так, чтобы даже невысокие ребята могли доставать до верхнего ряда. Рядом столик с набором маленьких карточек.
Команды выступают по очереди. Игроки выстраиваются в затылок друг другу. По сигналу ведущего первый игрок бежит к доске, выбирает карточку с животным, выкрикивает его название, прикрепляет на свободную клетку. Затем он быстро возвращается к своей команде, хлопает по ладони следующего игрока и становится в хвост колонны. Если игрок допустил ошибку в названии, команда может его поправить. Тогда карточка закрепляется в клеточке, но команда получает штрафное очко. Если члены команды тоже допустят ошибку в названии, клеточка остается пустой, и пробег игрока считается холостым.
Когда карта заполнена, ведущий объявляет время, которое команда потратила на выполнение задания. К примеру, команда выполнила задание за десять минут. За это она получает десять очков. К десяти очкам прибавляются два штрафных очка, и это число записывается в табло.
Затем выступает следующая команда, заполняющая свою карту.
Выигрывает та команда, которая набрала меньшее количество очков.
Эстафеты подобного рода можно использовать во время экологических праздников. Членами команд могут быть и родители. Можно устраивать состязания между командой детей и командой родителей.
Если команда родителей состоит из десяти человек, а в группе двадцать детей, значит, родительской команде придется состязаться два раза — сначала с одной детской командой, потом с другой. Взрослым не повредит лишняя пробежка. Но все дети обязательно должны принять участие в эстафете.

Рейтинг@Mail.ru