Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2009
Наталья ОгневаВ сентябре 2009 г. исполняется год со дня, когда было принято новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Мы, конечно, люди не суеверные. Поэтому нам нет дела до того, что положение появилось на свет под номером 666, да еще в момент набирающего силу кризиса. 666 — всего лишь порядковый номер. И его невозможно изъять из числовой прямой: какой-то документ в ряду должен оказаться на этом месте.
И Министерство образования и науки РФ, принимая Положение, исходило из разумных посылок: действовавшее до этого Типовое положение устарело и требует обновления — в соответствии с новыми задачами и новыми потребностями дошкольного образования.
Однако принятый документ, как это часто бывает в российской жизни, вызвал к жизни и новые проблемы, к которым практики не были готовы.
О том, как эти проблемы решали в Красноярском крае, рассказывает Наталья ОГНЕВА, главный специалист по дошкольному образованию краевого Минобразнауки.

Свободное плавание в соответствии с нормативами, или Как не сесть на рифы Типового положения № 666

Типовое положение — один из основных нормативных документов, на котором базируется работа дошкольного учреждения. Поэтому любое неверно прочитанное, неправильно понятое утверждение может привести к крайне нежелательным последствиям.
Это понимает любой управленец. И наша задача — сделать так, чтобы у практиков, у заведующих, не возникало неясностей в понимании нового документа, чтобы между принятыми нормативами и деятельностью их учреждений не возникало противоречий. Ведь какой первый вопрос возникает и у лицензирующих структур, и у прокуратуры: соответствует ли деятельность учреждения Типовому положению и Уставу ДОУ (ГОУ).
А новое Положение в некоторых случаях сразу же это соответствие нарушило.

Первая проблема возникла с детскими садами, имеющими статус Центра развития ребенка. В прежнем документе характеристика этого вида учреждений включала возможность оказывать потребителям коррекционные услуги. В новом документе указание на коррекционные услуги отсутствует. Центр развития ребенка понимается как дошкольное учреждение, реализующее несколько приоритетных направлений, — и все. А это значило, например, что логопеды, работающие в ЦРР, оказываются «вне закона». И услуги по оздоровлению ребенка такой детский сад оказывать не может.
Нам пришлось предложить заведующим ЦРР выбор: или сохранить статус Центра и упразднить коррекционные услуги (в частности — логопедические), или отказаться от статуса Центра и оформить документы в соответствии с другим видом — «комбинированный детский сад». Этот вид подразумевает оказание коррекционных услуг.
Выбор, надо сказать, оказался для заведующих тяжелым. Для многих из них статус ЦРР является наиболее престижным, и они в свое время положили много сил на то, чтобы его получить. Но тут на первый план выступает забота о детях и педагогах. Если логопедическая услуга пользуется повышенным спросом, если заведующая дорожит своими специалистами-логопедами, она решает вопрос в пользу изменения вида учреждения.
Если же логопедов в штате не было, если детский сад над развитием коррекционных услуг не трудился, можно без опасений остаться в статусе ЦРР.

Была и еще одна проблема. В старом документе перечень направлений обозначался так: эстетическое, познавательное и другие. В новом Положении слово другие отсутствует. Как тут быть? Мы решили идти от программ, которые должны реализовываться в детском саду, и от работающих там специалистов, чтобы учреждение могло получить статус ЦРР.

Возникли вопросы по поводу изменения вида детских садов для детей с туберкулезной интоксикацией. По старому Положению, такие садики относились к виду компенсирующих дошкольных учреждений. Согласно новому Положению, они относятся к детским садам присмотра и оздоровления. Разработчики посчитали, что компенсирующий детский сад создается для детей с различными отклонениями в развитии. А туберкулезную интоксикацию таким отклонением считать нельзя. Для таких детей должны создаваться специальные оздоровительные группы. Они не предполагают коррекции развития.
Нас волновало, скажется ли изменение статуса учреждения на заработной плате его педагогов. Но наши региональные экономисты нам объяснили: нет, не скажется. Воспитатели и другие сотрудники детских садов для детей с туберкулезной интоксикацией получают надбавку к зарплате за то, что работают с определенной категорией детей, а не за вид учреждения. Так что коэффициент надбавки для сотрудников тубсадов сохранился в прежних размерах.

Еще одна острейшая проблема, вызванная к жизни новым Типовым положением, была связана с судьбой детских садов, ориентированных на различные здоровьесберегающие технологии. Как правило, такие сады имели хорошо оборудованные медицинские кабинеты, даже кабинеты физиотерапии, и нескольких медиков в штате.
Согласно новому Положению, здоровьем детей должны заниматься органы здравоохранения. Даже медсестры выводятся из штата детских садов, не говоря о других медицинских специалистах. И поначалу это было воспринято у нас как катастрофа. Ведь что такое медсестра, подчиненная другому ведомству? Практически она перестает быть членом команды. Другое ведомство решает, где она в данный момент важнее — в детском саду или на участке. Другое ведомство определяет ее функции. И оттуда сразу же пришли первые тревожные сигналы: что это медсестра занимается у вас составлением меню? Контроль за пищеблоком — это не ее обязанность.
Мы всполошились: как сохранить то, что мы достигли за минувшие годы, — медицинские кабинеты, возможность по восстановлению и поддержке часто болеющих детей, закрепившиеся за медработниками функции в детских садах?
К счастью, вслед за постановлением пришло разъясняющее письмо министерства: передавать или не передавать медицинскую часть работы дошкольного учреждения органам здравоохранения — это выбор каждого муниципалитета. Можно сохранить медицинские кабинеты в ведении образования. Правда, они теперь должны получать специальные лицензии на оказание медицинских услуг. Некоторым красноярским дошкольным учреждениям — тем, где и заведующие, и местные власти созданным очень дорожили, — удалось такую лицензию получить. Но лицензирование, организация процесса стоит порядка 30–40 тысяч. Деньги на это должны выделяться из муниципального бюджета. Не всем это под силу. Поэтому в большинстве своем медицинские кабинеты все-таки перешли под эгиду Минздравсоцразвития.
Мы, однако, попробовали защитить наработанное и внутри новой ситуации.
По просьбе инициативной группы заведующих наше краевое Министерство образования и науки обратилось в Минздрав края с предложением составить форму примерного договора между учреждением здравоохранения и учреждением образования, где бы прописывались обязательства ведомств друг перед другом, а также разработать примерную должностную инструкцию медицинского работника в детском саду.
Работа эта была очень непростой: все мы знаем, что значит принимать межведомственные решения. Тем не менее это сделано. Документы разработаны и утверждены. Подписаны двумя министрами края.
Так что детские сады Красноярского края без присмотра медиков не останутся.

Методическое письмо по разъяснению Типового положения — в помощь коллегам!

Чтобы дать заведующим Красноярского края ориентиры при подготовке к лицензированию и аккредитации, чтобы управленцы оказались защищенными от вопросов прокуратуры, Минобрнауки Красноярского края разработало специальное Методическое письмо о применении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении при регулировании деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В нем прописаны все те подводные камни, с которыми могут столкнуться практики, и разъяснены неясные моменты Положения.
Плодами этой трудоемкой и важной работой красноярские коллеги делятся с вами.
Смотрите № 20, 21/2009

Рейтинг@Mail.ru