Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2009

Центр игры и игрушки МГППУ

Центр игры и игрушки МГППУ
Подвижность, активность и любознательность — характерные черты большинства детей. Но некоторые малыши обращают на себя внимание непроходящим возбужденным состоянием, непредсказуемостью поведения и чрезмерной подвижностью. Такой ребенок хватает все, что попадется под руку, и тут же бросает за ненадобностью, не может найти себе занятие больше чем на 3–5 минут, а общаясь с окружающими, задает много вопросов и не слушает ответов. Порой встречается и противоположная картина: малыш малоподвижен, движения у него скудные и несколько вялые, он охотно и подолгу играет сам с собой, а общения со сверстниками избегает или испытывает в нем затруднения. В незнакомой обстановке он обычно прячет лицо или забирается на руки.
Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек.

В мире игры и игрушки

Окончание. Начало см. в № 18, 19/2009

Действуем, наблюдаем, подражаем

Телесные переживания малыша занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного Я.

В возрасте около двух лет образ себя формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

На третьем году жизни происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

Силы подражания, действующие в первые годы жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это восприятие собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

Ребенок сам, собственным усилием запускает движение динамической игрушки (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются. Это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение.

В отличие от взрослого ребенок отождествляет себя с движением, и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок может изображать юлу — раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

Так же телесно переживает малыш и движения кувыркающегося акробата. Сначала неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре — куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

Игрушки-помощники

В различных случаях динамические игрушки действуют адресно, с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их противоположности.

Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации игры с динамическими игрушками — один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать восприятие движения и его ощущение в своем теле и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое — это упражнение для способности восприятия и импульс к внутреннему подражанию. Игрушка, кроме того, сама задает ориентиры целенаправленным действиям ребенка. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя этого не скажешь о механической юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны: восприятие такого центробежного движения может не концентрировать, а возбуждать.

Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться в собственную активность в игре.

Как выбирать игрушки

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно пользоваться следующими критериями.

Отсутствие карикатурности в образе игрушки

Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка.

Естественность и плавность движения игрушки

Что означает принцип естественности движения для динамической игрушки? Игрушечный крокодил, к примеру, не может быть «верхолазом». Карабкающиеся движения для него противоестественны. Или взять гусеницу, издающую при движении громкий треск. Так может двигаться трактор или танк, а не гусеница.

Плавность и целесообразность движения игрушки

Бабочка-каталка должна плавно и бесперебойно взмахивать крылышками. Если у нее западает крылышко, то она «не может летать». Красота движения игрушки этим разрушается, разрушается динамический образ.

Прочность игрушки

С этой точки зрения несомненные преимущества имеют игрушки, изготовленные из природных материалов. Они прочнее и лучше поддаются ремонту (дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань — зашить).

Возможность игрушки «расти» вместе с ребенком

Игрушка, по мере взросления ребенка, может включаться в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).
Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку миссия взрослого на этом не заканчивается! Всякая игрушка — это повод для общения с малышом, для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.

Фото Галины Соловьевой

Рейтинг@Mail.ru