Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009
Сергей ГРИГОРЬЕВ
Рассказывает кандидат педагогических наук, руководитель Центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития Московского городского дворца детского (юношеского) творчества Сергей ГРИГОРЬЕВ

Игротечное дело — это серьезно!

Сергей! Мы привыкли к словам «игротека», «игровой уголок». И нам кажется, что они были всегда. По крайней мере всегда были в детских садах. Но ведь и у них есть своя история?

— Конечно. Интересная, неоднозначная и теперь уже довольно длинная история. Если вдуматься, даже песочницу для детей кто-то придумал.

Автор идеи известен?

— Чье-то конкретное имя назвать не возьмусь. Качели как ярмарочное развлечение существовали еще внутри народной культуры. А в конце XIX века в столицах и в уездных городах на деньги зажиточных граждан, прежде всего — купцов, стали разбивать городские парки для гуляний. В таких парках обязательно предусматривались игровые площадочки для родителей с детьми (или для нянь с детьми). Там появились песочницы привычной для нас конструкции — короб с песком — и другие игровые сооружения. А еще примерно в это же время по инициативе педагогической интеллигенции организовывались уличные игровые площадки для детей из среды рабочих. На этих площадках с детьми играли в разные игры. Понятно, что игры следовало продумывать, педагогов для «работы» (такая работа, как правило, была совершенно бесплатной) нужно было готовить. Так что организация игрового пространства для детей с самого начала была связана с педагогической составляющей.

Но игрушек на уличных площадках не было?

— Нет. Игрушки обитали в другой «среде», в детских зажиточных горожан — прежде всего дворян. У царских детей конечно же были игрушки и наборы игр. Во второй половине века, когда в России стало развиваться и богатеть образованное сословие (оно состояло из адвокатов, врачей, педагогов, актеров, инженеров), и в этих семьях появились детские комнаты с игрушками. А вообще игрушка к концу XIX века привлекает к себе внимание исследователей и коллекционеров. Ее начинают собирать. Над ней начинают думать: откуда она взялась, как воздействует на ребенка. Можно ли этим воздействием прямо управлять? В 1864 году в Петербурге был открыт Военно-педагогический музей. В его задачу входил сбор материала, связанный с воспитанием будущих военных, прежде всего — офицеров. Их, как вы знаете, готовили с юных лет — в пажеских корпусах, в юнкерских училищах. Так вот, в этом Военно-педагогическом музее была представлена одна из первых коллекций детских игрушек. Там можно было увидеть оловянных солдатиков, некоторые виды военной техники, характерной для того времени, и то, что мы сегодня назвали бы строительными наборами, — материалы для сооружения крепостей.

А в 1863 году в том же Санкт-Петербурге был открыт первый в России детский сад.

— Можно посчитать это совпадением. Но вообще-то 60-е годы XIX века — это период важнейших для страны реформ и бурного развития во всех сферах жизни. Видимо, с новым историческим этапом связано и пробуждение интереса к феномену детства, попытка увидеть в развивающемся ребенке ростки будущего, связывать с ним перспективы развития общества. Для нас это кажется естественным: как может быть иначе!

Ну, да: «Дети — наше будущее» — по меньшей мере банальность.

— Но в то время это только начинали понимать. Мысль о том, что на развитие ребенка можно влиять, и влиять сознательно, что детство можно как-то специально организовывать, — эта мысль была настоящим открытием.

То есть нужно не только думать об обучении детей, но и о чем-то другом?

— Безусловно. В первую очередь обсуждались проблемы школьного обучения. Но в интеллигентской среде начинают возникать вопросы: зачем обучать, чему обучать, как обучать? Как готовить к этому обучению? И почти сразу возникает ответ: с помощью игры и игрушки.

Но это — общий ответ. А вообще-то и под играми, и под игрушками разные педагоги понимают разные вещи. В первых детских садах не было игрушек. В садиках, устроенных по фребелевской модели, детям дозволяли играть с «дарами Фребеля». Туда, к примеру, входил мячик. Но о куклах и машинках, и тем более —
о солдатиках речи не было. В детском садике Юлии Фаусек использовались дидактические материалы Марии Монтессори. Их лишь с натяжкой можно назвать игрушками. По крайней мере Монтессори-педагоги сохранили за ними название «материалы».

— Игрушки и игры, как только они попали в сферу зрения педагогов, сразу оказались предметом различных дискуссий и исследований. Но особую остроту эти дискуссии, безусловно, приобрели после революции. И дискуссии — какой должна быть детская игрушка? —
и исследования на эту тему. С 1918 года выходит журнал под названием «Игра», который редактирует лично нарком просвещения Луначарский. Создается специальная комиссия «Ребенок и игрушка», открывается «Институт игры и праздников». Чуть позже начинает издаваться журнал «Игрушка». А в 30-е годы начался настоящий бум создания игротек и игровых залов. Их открывали повсеместно, в разных городах России.

Это, по-видимому, объяснялось заботой о детях из пролетарских семей. Время было не очень сытое. Промышленность только развивалась. Игрушек было мало. А население было бедным: не каждая семья могла позволить себе такую роскошь. К тому же одним из постулатов Советского государства был постулат «общественной собственности». Игротеки позволяли разом решить эти проблемы.

— Я бы не стал объяснять открытие игротек только прагматическими задачами — хотя они, безусловно, присутствовали. Дети, независимо от окраски власти, любят играть вместе. Часто, чтобы игра возникла, нужна по крайней мере пара детей. А для многих игр требуется больше детского народа. Именно поэтому игры необходимы детям для успешной социализации. Но за созданием игротек стояла и педагогическая, исследовательская мысль. Одна из первых игротек была открыта в 1934 году на базе опытно-экспериментальной школы педологической лаборатории в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад — традиционный центр производства кустарной игрушки. Сюда же потом переехал Художественно-педагогический музей Николая Дмитриевича Бартрама — одного из классиков музейного игрушечного дела в нашей стране. Так вот: первой игротекой руководила Ольга Дьячкова. И задачи этой игротеки с самого начала рисовались в форме «любовного треугольника». Одна его сторона — мастера-игрушечники. Они придумывают и создают игрушки. Другая сторона — дети с их потребностями и игровыми предпочтениями. Новые (и забытые старые) игрушки выставляются в игротеке. Дети приходят в них играть. Педагоги и психологи (педологи) наблюдают, что из этого получается: какие игрушки вызывают интерес, какие — недовольство?
В какие игрушки дети играют группами, в какие — по одному? Какова продолжительность игры? Ее сюжет? Почему возникают или не возникают конфликты вокруг игрушки? И так далее. На много разных вопросов в ходе наблюдения нужно найти ответы. Для чего? Чтобы понять, можно ли и как руководить игровой деятельностью ребенка. Это и есть третья сторона треугольника — психолого-педагогическая. Правда, и тут нужно внести уточнение. В игротеку Ольги Дьячковой приходили дошколята и младшие школьники.
И главной ее задачей была апробация игрушек. (То, из чего выросло современное представление об экспертизе игрушек.) Другой инициатор игротечного дела в нашей стране — Ефим Минскин — считал, что по смыслу своему игротека должна быть приближена к библиотеке: недаром у них есть общая словесная составляющая — сочетание «тека». Это значит, что в игротеке дети не только должны играть, но и получать игры на дом. Точно так же, как в библиотеке они берут на дом книги. Кроме того, игротека — место, где игры придумываются — совместными усилиями педагогов и детей. Это качественно новый подход.

Но Ефим Минскин работал с детьми старшего возраста? С подростками?

— Да. Однако и для детей помоложе, для детей младшей школы этот принцип тоже очень эффективен. Ведь игра очень часто рождается внутри детского мира. Взрослым лишь надо вовремя ее заметить, вычленить, помочь детям в оформлении, в совершенствовании атрибутов.

А иногда бывает и наоборот. Взрослый предлагает детям игру, а дети ее трансформируют, развивают, переосмысляют. И такое можно наблюдать уже в среде пяти-шестилеток.

— Собственно, в этом и состоит главный пафос игротечного дела — способствовать детскому творчеству. Потому что для ребенка игра — самый первый и главный вид творчества. То, из чего произрастает все остальное.

В следующих номерах мы обсудим, что такое «игровой уголок» в детском саду, сколько игрушек должно быть в детской, можно и нужно ли учить детей играть.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru