Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009
Игры со словами Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ, научных сотрудников Центра им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство», помогут детям предшкольного возраста потренировать фонематический слух, умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, строить предложения. В играх могут участвовать два-три ребенка, а может и группа детей.

Игры со звучащим словом для детей 6–7 лет

Щиплет травушку коза, Косит травушку коса.

Задачи. Закрепить умение интонационного выделения звука.

Учить изолированно произносить интонационно выделенный звук. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с] — [з]. Учить подбирать слова с этими звуками.

Материалы. Мяч.

Содержание

Послушайте чистоговорку.

Щиплет травушку коза,
Косит травушку коса.

(И.Лопухина)

Произнесем ее вместе медленно и очень четко, выделяя звуки.
Кто щиплет травушку?
Чем косят травушку?
Послушайте слова: косса, козза. Произносите эти слова, как я.
Послушайте слово: косса. Какой звук я выделила голосом? [с].
А в слове козза — какой звук я выделила? [з].

Игра в кругу с мячом

Буду бросать мяч, кому захочу, всем по очереди.
Буду называть слово, выделяя звук [с] или [з]. Надо повторить слово, как я, и назвать отдельно выделенный звук.
Слова: слон, собака, заяц, зонт, звезда, ствол, сумка, ваза, сверчок, роза, значок, садок, мимоза, сокол, солнце, соловей, замок, зубы. И т.д.

Новое задание

Будьте внимательны. Надо поймать мяч, перекинуть его мне и назвать слово со звуком [с].
А сейчас подбираем слова со звуком [з].
Послушайте стихотворение.

П.Ронько

* * *

У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.

Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка — в слезы.

Защищать березку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою.

Послушайте слова: березза, слеззы, козза. Какой звук повторяется в этих словах? [з]
А в словах: красса, высскочили, сстали — какой звук повторяется? [с]
Звук [з] звонкий, он произносится с голосом, а звук [с] — глухой, он произносится без голоса.
Потянем долго песенку воды, звук [с].  А теперь произнесем то же самое с голосом. Что получилось? (Песенка комара, звук [з].) Поднесем руку к горлу. Произносится звук [с], а потом звук [з]. Что вы почувствовали? (Высказывания детей.)
Поиграем. Если услышите песенку воды, звук [с], — сделайте такой жест руками («закрывает кран»), а если услышите песенку комара — звук [з], хлопните в ладоши, будто ловите комара.
[С, с, с, з, з, с, з, з.]
Сосна, снег, сон, зонт, звезда, значок, сокол, ваза, зонт.

Сидел воробей на сосне

Задачи. Продолжать учить детей интонированному выделению звука в слове. Учить определять место заданного звука (в начале, середине, конце слова). Подбирать слова с заданным звуком. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [з] в словах и фразах.

Материалы. Мяч.

Давайте поиграем звуками.
Потянем звук [с], песенку воды. [Сссс.] Поднесите ладонь к горлу. Что-нибудь чувствуете?
А сейчас произнесем этот же звук с голосом. Что получилось? [з]. Песенка комара — звук [з].
Что почувствовала ладошка? (Высказывание детей.)
Буду произносить слова. Если услышите звук [с] — песенку воды, сделайте движение рукой, как будто закрывается кран, а если услышите звук [з] — песенку комара, хлопните в ладоши, как будто ловите комара.
Слова: коза, коса, зуб, суп, соя, Зоя, розы, росы.

Игра в кругу

Буду бросать мяч и называть один предмет, а вы — передавать мяч мне и называть много таких предметов.
Слова: воз, таз, гроза, заноза, береза, мороз, арбуз, сервиз, полоса, колбаса, терраса, гримаса.
(Мяч кидается детям вразбивку.)
Называйте слова со звуком [с]. Надо не просто назвать слово, а выделить звук [с] в произношении: ссснег, ссслон. (Такое же задание выполняется со словами, начинающимися на звук [з].)
Послушайте, что я скажу: сссон, оссса, носсс. В слове «слон» звук [с] — в начале слова, а в слове «оса» — … (в середине), в слове «нос» — … (в конце).
Буду передавать мяч и называть слова.
Если услышите звук [с] в конце слова — ударите мячом о пол. Если звук в начале или середине слова — мяч просто передаете по кругу.
Слова: сор, поднос, ирис, вкус, морс, оса, лес, коса, солнце, нос, кросс, абрикос, колос, голос, гладиолус.
Послушайте чистоговорку.

Сидел воробей на сосне,
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Скажем эту чистоговорку очень медленно и четко. Назовите слова из чистоговорки, в которых слышится звук [с].
Произнесите эти слова, выделяя звук [с]. А в каком слове слышится звук [з]? Придумайте слова, в которых звук [з] слышится в начале слова.

Ладушки

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [сь], [зь] изолированное, в словах и фразах. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры.

Материалы. Предметы и игрушки (картинки), в названиях которых есть звуки [сь], [зь]: зебра, зеркало, корзина, обезьяна; апельсин, персик, сито, гусь, поросенок (8–10 предметов; возможны замены).

Содержание

Воспитатель расставляет на глазах у детей предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [сь], [зь].

Задание на внимание

Найдите предметы и игрушки, в названиях которых есть звук [сь]. (Дети ищут предметы по двое, взявшись за руки. Одна пара ищет один предмет. Предметы размещают на столе.)
А теперь найдите предметы, в названиях которых есть звук [зь]. (Предметы ищут так же, парами, располагают на другом столе.)
Произнесите слова так, чтобы слышался звук [сь] ([зь]).
Потяните звук [сь]. Он произносится без голоса. Добавьте голос. Что получится? [зь]
Пофантазируем. Будем сочинять «хохотальные путаницы» про наши игрушки и предметы. То, чего не бывает. Например: апельсин пошел в магазин; лежит лохматый персик.
Далее воспитатель по одному вызывает детей. Спрашивает: о чем (о ком) хочешь рассказать? Фантазируй. (Выслушать желающих.)
А вот послушайте, что нафантазировал писатель Морис Карем (перевод М.Кудинова).
А вот послушайте, как фантазируют поэты.

Воспитатель по собственному выбору читает детям стихотворение-путаницу.

Возможные произведения:

  • Ян Бжехва (в переводе Бориса Заходера) «На Горизонтских островах»;

  • Борис Заходер «Где поставить запятую»;

  • Ирина Токмакова «Невпопад»;

  • Наталья Кончаловская «Показал садовод…»;

  • Эдуард Успенский «Память»;

  • Морис Карем (в переводе Марины Кудиновой) «Лгунишки»;

  • Юнна Мориц «Хохотальная путаница»;

  • Нуры Байрамов «Всезнайка».

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru