Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2009

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у детейдошкольников. Теоретические основы курса.

18

Лекция № 2. Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология.
Контрольная работа № 1.

19

Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий».

20

Лекция № 4. Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.

21

Лекция № 5. «Власть и месть» как мотивы: описание поведения, техники экстренного педагогического вмешательства и принципы профилактики.

22

Лекция № 6. «Избегание неудачи»: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики.
Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.

24

Лекция № 8. Как помочь детям и родителям вносить свой собственный вклад в общую деятельность. Способы привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений самости.

Итоговая работа

Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.

Введение

Некоторые воспитатели говорят, что как раз те дети, которые нуждаются в поддержке больше других, не могут ее получить от нас, так как все время доставляют нам неприятности. Но чья это проблема? Трудность, возможно, существует для нас, действующих педагогически в целях повышения их самоуважения. Сначала мы испытываем трудности, но потом замечаем, что дело идет легче, и в конце концов обнаруживаем, что наши усилия оплачены улучшением поведения ребенка.

Другая точка зрения: многие дети не слышат позитивных замечаний в свой адрес. Они настолько озлоблены или затравлены, что хорошие слова просто пропускают мимо ушей. Нужно внимательно следить за выражением лица, глазами и языком тела, чтобы убедиться в том, что ваши слова производят впечатление. Иногда достаточно спросить: «Ты слышал, что я только что сказала?» Иногда мы должны учить детей воспринимать слова поддержки. Начав однажды переживать опыт новых отношений, наш воспитанник, как правило, становится их горячим сторонником.

Воспитатели и родители часто спрашивают: сколько уважения, принятия, теплоты нужно давать ребенку, чтобы не испортить его? Не избалуем ли мы детей своим вниманием? Не избалуем. Ни вниманием, ни принятием, ни уважением, ни признанием и подтверждением, ни теплыми чувствами избаловать невозможно.

Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами

Мы портим его, когда:

  • видим, что он нарушает правила, «плохо» себя ведет, и не реагируем подходящим образом;

  • делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя;

  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору, то есть не позволяем ему встретиться с последствиями своих поступков.

Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. Удваивая, утраивая, учетверяя дозы, мы все равно не рискуем нанести вред воспитаннику. Усиление всех видов поддержки — лучшая педагогическая реакция на поведение ребенка в ситуации стресса. Что бы ни явилось причиной стресса — болезнь, конфликт с кем-то из группы, развод родителей, — мы немедленно должны ответить удесятеренными «инъекциями» всех видов поддержки.

Ребенок перестает испытывать потребность в извращенных способах защиты, когда растет в атмосфере безусловного принятия и уважения. Мы можем многое для этого сделать. В прошлый раз мы говорили о том, как сделать ребенка более уверенным в своих когнитивных и творческих способностях. Сегодня мы продолжим разговор о видах и направлениях поддержки личности ребенка. Для детей не менее важно уверенно чувствовать себя в группе сверстников, устанавливать нормальные отношения с детьми и взрослыми.

Как помочь детям установить нормальные отношения с вами и со сверстниками и почувствовать свою коммуникативную состоятельность

Мы можем помочь детям общаться с нами приемлемым способом, если наше отношение к ним будет включать принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Моделируя свое отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы научим своих детей устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам. Вопросы дисциплины станут лишь поводом для утверждения этих принципов.

Принятие

Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это — фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты...», а «Ты мне нравишься, потому что это — ты». И только так.

Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранить достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Тот же закон действует и при взаимодействии взрослых.

Внимание

Дарить позитивное внимание воспитанникам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от воспитателя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания воспитатель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на занятиях или мероприятиях нарушители поведения.

Как уделить внимание каждому, если в группе так много детей?

К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Вот несколько таких приемов.

Приветствия. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ребенка вашим вниманием — использовать несколько минут утром, когда дети приходят в группу, а родители уже ушли, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Для вас это означает, что вы должны быть организованными и лаконичными, чтобы не затянуть, но эффект стоит усилий. Что это за результат? Вот пример.

Шурик, пяти с половиной лет, был бука. Ничего из сделанного или сказанного ему не нравилось. Он ворчал и дулся. Его воспитательница решила попробовать просто оказывать Шурику каждое утро знаки внимания. Она не смогла сразу увидеть ничего привлекательного в его характере, поэтому похвалила его рубашку — первое, что попалось на глаза. Через неделю она заметила, что эффект ее попыток огромен. Шурик стал улыбаться и очень гордился тем, что заметили и одобрили его рубашку, которую он не разрешал маме сменить всю неделю.

Приветствия, знаки внимания весьма эффективны и в исполнении других преподавателей

На музыкальных занятиях Мария Петровна разучивала с детьми песни для праздника. После каждого занятия она говорила пару обнадеживающих или похвальных слов каждому выходящему из зала. Так продолжалось какое-то время. Однажды она не сделала этого, потому что ее вызвала заведующая и сразу после занятий ей пришлось убежать. Дети отказались идти в группу и около получаса стояли в коридоре в ожидании Марии Петровны…

Выслушивайте детей. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «воспитатель—воспитанник». Выслушайте то, о чем он хочет сказать. Темы могут быть самыми разными: от отношений с ребятами до семейных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньшего времени, чем вам кажется, если правильно слушать. К тому же такие 10-минутные беседы могут укрепить нормальные отношения между воспитателем и ребенком надолго. Беседуя с ребенком, не следует думать, что вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны прежде всего просто его выслушать. Вот основы правильного слушания:

1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.

2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

3. Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.

4. Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла...» (и далее повторите мысль ребенка, но своими словами). Или: «То есть, как я услышала, ты хочешь сказать, что…».

5. Отражайте чувства, используя эмпатию.

Научите детей просить внимания. Не правда ли, будет замечательно, если дети просто попросят вас о внимании, вместо того чтобы нарушать поведение. Конечно, мы не всегда готовы сразу же оказать внимание в тот самый момент, когда он чувствует потребность, но тогда можно просто извиниться и пообещать уделить внимание в течение ближайшего часа (на прогулке, после обеда, когда на часах будет 11 часов и т.д.).

Заведите книгу-ежедневник и записывайте «дату уделения внимания». Если однажды дети узнают, что получат от вас то, что им нужно, они наверняка согласятся подождать. Ниже приводится несколько идей, как оказывать внимание. Эти идеи были предложены участниками семинаров и тренингов С.В. Кривцовой и Н.В. Дятко по проблемам дисциплины и профилактике личностных расстройств у детей-дошкольников.

  • Поболтайте с ребенком о чем-нибудь, что интересует вас обоих (вчерашний футбольный матч, сериал, телепередача, его маленькая сестренка и т.д.).

  • Поинтересуйтесь у детей, как они живут за стенами школы.

  • Запоминайте то, что рассказывают вам дети, и используйте это в беседе с ними в подходящий момент.

  • Ешьте иногда вместе с детьми за их столом.

  • Пригласите детей на обед к себе домой хотя бы однажды.

  • Посещайте спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют ваши дети.

  • Участвуйте в коллективных замыслах ваших детей.

  • Организуйте со своими ребятами экстренную конференцию по какой-то всех волнующей проблеме: «Отчего бывает гроза?» (очень эффективно после вчерашней грозы), «Что такое ОРВИ и как нам с ней жить?» (если обещана эпидемия или многие дети болеют, это может оказаться успокаивающим и объединяющим мероприятием).

  • Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих воспитанников в спортзале или на прогулке.

  • Отмечайте дни рождения своих воспитанников хотя бы каким-то вниманием.

  • Посылайте открытки и домашние задания детям, которые болеют, с парой строк или рисунком от себя лично.

  • Выражайте искренний интерес к дополнительным занятиям и хобби своих детей.

Уважение (признание)

Признание очень нужно человеческому существу. Покажите ребятам, что вы их уважаете, что все, что они делают, очень полезно для ДОУ и вашей группы. Признание отличается от «аплодисментов» (одобрения) тем, что фокус переносится с попыток и намерений на результат. Признание должно быть вслух высказано и ясно показано. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что имеются в виду. Признание часто путают с поддержкой. Поддержка — это процесс, включающий множество повышающих самоуважение техник. Признание — лишь одна из них. Признавайте дело, а не творца! Признание — это вид оценки. Оценивайте, пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это. Иначе эффект может быть очень плачевным. Так, вы легко можете перехвалить ребенка, который в своем представлении «возвысится до небес», и потом резко испортится его поведение. Это бывает, когда вы высказываете признание самому ученику, а не его результатам. Правильная похвала касается продукта, итога, поведения, но не субъекта. Тогда дело будет продолжаться, а ученик не будет зазнаваться. Более того, он постарается вновь произвести на вас впечатление своими результатами. Используйте следующие приемы.

«Я-высказывание». Описывайте поведение или результат аккуратно и объективно без единого оценочного или субъективного понятия. Применяйте тот же критерий, что при описании нарушений поведения, описывайте подобно видеокамере. Никаких общих слов — только конкретно. Признания типа: «Спасибо за помощь», «Ты хорошо работал» — неэффективны, так как не проясняют, что именно помогло и что именно хорошо в работе.

Используйте трехчастную форму «Я-высказывания» для признания, то есть описывайте последовательно

1) действие ребенка и его результат,
2) что вы чувствуете или думаете о нем,
3) позитивный эффект от него.

«Антон, когда ты помог мне убрать краски, я почувствовала благодарность, потому что ты сэкономил мое время»,
«Маша, когда ты не ругаешься, как сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно делать тебе замечания и мы можем перейти к сказке».

Фокус на настоящем. Используйте принцип «здесь и теперь». Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Фраза «Антоша, как хорошо ты нарисовал! Почему же ты раньше так не старался?» только напомнит Антоше о его прошлом, не слишком приемлемом поведении. Такое обращение не поддержит, а дезорганизует его — и это вместо законной гордости за свое нынешнее достижение! В будущем времени говорить тоже не следует. «Антоша, я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же хорошо рисовать, как сегодня!» — это ошибочное и неграмотное суждение, которое является признанием лишь по форме, но не по сути. Оно очень нагружает ребенка и расхолаживает его стремление повторить результат — слишком большие ожидания блокируют! Кроме того, утверждения-признания ни в коем случае не должны содержать сравнения с другими детьми.

Письменные признания. Никогда не забывайте написать пару строк родителям об успехах их ребенка и сказать об этом самому ученику (если он умеет читать — записки с признаниями подходят и для детей). Кстати, это один из самых сильных стимулов научиться читать, чтобы получать от воспитательницы записочки с признаниями за день, как некоторые другие ребята в группе, те, что умеют читать. Некоторые дети месяцами хранят эти записки-признания. Записки с благодарностью могут быть написаны на бумаге детей (в тетрадке или дневнике) или на специальных нарядных цветных листках с картинками. Это могут быть всего несколько слов в форме «Я-высказывания» или благодарности.

Например: «Дорогой Миша, как аккуратно ты сложил вещи после прогулки! Такой порядок меня восхитил. Анна Петровна».

Учите детей просить признания. Поскольку мы не можем заметить все хорошее, что происходит в классе, просите детей сообщать вам и всем о том, что заслуживает признания. Попробуйте провести такой эксперимент с детьми, которые уже умеют писать. Попросите детей самим себе написать карточки-признания о чем-то хорошем, что они сделали. В конце дня попросите прочесть их вам. Если вы думаете, что записка соответствует истине, подпишите ее и разрешите взять домой. Эта деятельность — сильнейший прием для формирования самоуважения, так как он учит уважать себя и замечать позитивное в своем поведении. Для непишущих детей можно придумать вариант с проговариванием, тогда вы сами записываете для родителей со слов ребенка то, с чем согласны. И скрепляете специальным знаком или особой печатью.

Одобрение

Одобрение мы высказываем детям, показывая, что нам нравятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезультатные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает детей в уверенности, что в них есть что-то хорошее. Когда их положительные черты признаются, дети начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам. Вот некоторые слова, описывающие положительные черты человеческого характера. О них имеет смысл говорить детям — можно устно, а можно и письменно:

энтузиазм
оригинальность
настойчивость
спокойствие
дипломатичность
упорство
общительность
правдолюбие
пунктуальность
заботливость
склонность к риску
понимание
чувствительность
чувство юмора
сила
талант
умение слушать другого
альтруизм
сострадание

справедливость
смелость
дружелюбие
бодрость
нежность
чистоплотность
благие намерения
ум
доброта
склонность к рассуждению
храбрость
честность
творчество
верность
честолюбие
любознательность
опрятность
энергичность
организованность

Составьте с этими словами простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «Мне кажется, что ты умеешь сострадать, и мне это очень в тебе нравится» и т.д. Они поначалу могут показаться странными и непонятными. Но однажды вы увидите, что эти простые фразы имеют удивительный эффект, и будете часто их употреблять уже совсем естественно.

Теплые чувства

Хороший воспитатель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии выпускники вашего ДОУ будут вспоминать как счастье. Такой воспитатель не только передает знания, но и устанавливает радостные отношения со своими детьми. Чувства — не средство, не инструмент, подкрепляющий хорошие результаты или стимулирующий к новым попыткам. Нет! Не «Ты мне нравишься, когда ты...» или «Ты мне нравишься, если…», а вместо этого — просто: «Ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься!».

Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Этот человек не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой воспитатель любит меня, потому что я — это я».

Нередко именно надежность отношений с воспитателем особенно нужна ученику, если его дела плохи. Отнеситесь внимательно, например, к такому комментарию воспитателя, сделанному девочке, подравшейся с мальчиком из своей группы:

«Майя, я верю, что это последняя драка, в следующий раз ты попробуешь не делать такой ошибки — договариваться всегда правильнее. Не так ли? Не пойти ли нам с тобой после прогулки на кухню выпить апельсинового сока и поговорить еще немного?»

Такие комментарии закладывают прочную основу дружбы воспитателя со своими ребятами. Наверное, если бы Майе только указали на то, что ее поведение неприемлемо и придется жаловаться матери, Майя бы оправдалась или огрызнулась, и ситуация бы ухудшилась. Доброжелательное действие — приглашение на сок на кухню — помогает Майе понять, что воспитатель на самом деле уважает ее и заботится о ней, что бы она ни сделала.

Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Дети усваивают эту модель поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения.

Тем людям, которые показывают, что они на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с детьми — лучшее средство в установлении дисциплины в группе. В самом деле, дети скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

Теплые прикосновения

Все педагоги хорошо знают о роли прикосновений в воспитании ребенка. Гладить, обнимать, тормошить любого ребенка необходимо, чтобы он развивался нормально. Потребность в физическом контакте остается с нами с детства. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту. Но мы считаем, что использовать физический контакт с детьми властолюбивыми и мстительными не нужно. Им это не нравится. С этими детьми нужно оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.

Как помогать детям устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность

 

Что говорит воспитатель?

Что слышит ребенок?

Принятие

Ты хороший

Я хороший!

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу!

Уважение

Спасибо тебе за...

Мои усилия замечены!

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я ценная личность!

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заметил меня и заботится обо мне!

Сколько же поддержки нужно ребенку, который «плохо» себя ведет?

Мотив «плохого» поведения

Сколько поддержки нужно?

Привлечение внимания

1

Власть

10

Месть

100

Избегание неудачи

1000

Примеры понимания чувств детей взрослыми (эмпатия)

Ситуация 1

Понимание даже одного взрослого может многое дать ребенку. Тогда ему не нужно становиться агрессивным, чтобы выжить, и он сможет достойно пережить даже поражение.

Миша напевает песенку.
В.: Ты поешь такую хорошую песенку, Миша!
М.: Вы меня перебили, Ольга Петровна!
В.: Извини, Миша, мне понравилась твоя песенка, так что захотелось сказать тебе об этом!
М.: А она понравится Василисе?
В.: Тебе нужно спросить у нее, чтобы узнать это.
М.: Тебе нравится моя песня, Вася?
В.: Нет, не нравится.
Миша уходит в другую комнату и начинает разбрасывать по полу полотенца, снимая их с крючков.
Нянечка: Миша, ты чем-то рассержен?
М.: Я очень зол!
Н.: Разбрасывать по полу полотенца — это не дело. Собери их, пожалуйста
М.: Нет! Я зол!
Теперь Миша подбегает к книжным полкам и собирается сбросить и их.
В.: Миша, ты так сердит, что собираешься сделать то, что запрещено?
М.: Да!
В.: Тебе не понравилось, что Василиса ответила, что ей не понравилась твоя песня?
М.: Да!
В.: Тебе хотелось, чтобы она ей понравилась?
М.: Да.

Даже когда он был сердит, он знал, что воспитательница с ним. Если кто-то слышит и выражает словами чувства ребенка и принимает их, он обретает возможность осознать их и не так сильно огорчаться. А нянечка реагировала только на то, что он разбрасывал полотенца. Ее реакция была только формальной, поэтому процесс понимания не смог начаться. Ребенку необходимо понять, что сделало его «сумасшедшим».
Кроме того, этот вспыльчивый ребенок нуждался и в помощи в установлении отношений с Василисой, довольно значимым для него человеком. Вот следующая за этой ситуация:

Миша входит, напевая.

Миша: Ольга Петровна, вам нравится моя песня?
В.: Да, Миша, это красивая песня!
М.: Где Василиса? Вась, тебе нравится моя песня?
Василиса: Нет.

На этот раз он уходит без огорчения.
У него были отношения со взрослым, поэтому он смог наладить отношения с самим собой и затем уже управлять отношениями с другим ребенком.

Ситуация 2

Понимание чувств и потребностей детей возможно лишь тогда, когда взрослые научатся не принимать на свой счет агрессию детей и перестанут немедленно на них обижаться.

Взрослый должен прежде всего избавиться от мысли, что ребенок может или хочет его обидеть. Такого обижающегося на ребенка взрослого Альфред Адлер называл «свинским родителем», то есть попросту маленьким обиженным ребенком в облике взрослого. Если подозрительности в отношении собственного ущерба от ребенка больше нет, если мы больше не подозреваем ребенка ни в чем коварном в отношении нас самих, тогда все, что говорит ребенок, может быть понято адекватно тому, что он действительно хочет передать нам с помощью не всегда точных слов и небезупречного поведения.

Аня: Все мальчишки гады! Гады!
В.: Ты хочешь покататься на велосипеде, но не знаешь, как попросить его у Виталика и Миши?
Во взгляде Ани читаю ответ — точно. Именно это. В ответ на мое попадание в цель — ее полная открытость.
В.: Скажи им: пусть они еще немного поиграют, а потом отдадут тебе на некоторое время.
А потом снова наступит их очередь.
(Убегает вприпрыжку к ребятам.)

Ситуация 3

В старшей группе дети и воспитательница идут играть во двор. Большинство детей хотят кататься на трехколесных велосипедах, но детей больше, чем велосипедов. Нужно ждать своей очереди. Когда время катания Руслана закончилось и ему нужно передавать свой велосипед, он подходит к воспитательнице:

Р.: Вы плохая, потому что заставляете детей становиться в очередь!
В.: Тебе нравится велосипед, и ты не хочешь отдавать его?
Р.: Не смейте отбирать его у меня! Я вам сейчас как дам под зад!
В.: Тебе было трудно отдать велосипед? Ты хотел, чтобы твоя очередь длилась дольше?
Р.: Да.

Он не уходит, стараясь как бы вернуть отношения в нормальное русло. Поэтому через некоторое время:

В.: Не хочешь поиграть в мяч?
Р.: У вас есть мяч? Да, я хочу. Дайте мне его, пожалуйста!

Руслан был разгорячен нежеланием отдавать велосипед. Дома он научился выражать напряженные чувства по-своему. Когда он догадался, что его поняли, то у него исчезла потребность пинать воспитательницу. И затем он был обеспокоен, что, выразив таким образом гнев взрослому человеку, он испортил отношения с ним. Когда воспитательница приняла его гнев без мщения, он получил хороший урок толерантности, но ему также нужно было и новое обращение со стороны взрослого для восстановления хороших отношений. Надежные отношения не разрываются от небольших ссор. Но если бы воспитательница сказала: «Ты сердишься на меня из-за того, что у тебя забрали велосипед?», это не помогло бы, поскольку его чувства были гораздо глубже — глубокое желание кататься дальше. Когда он был понят на такой большой глубине, то у ребенка появились желание и возможность выразить еще более глубокое чувство — желание поддерживать отношения. Поэтому так важно, чтобы воспитатель чувствовал ситуацию ребенка, тот проект, который он пытается осуществить, а не просто реагировал на внешние проявления чувств или на слова.

При этом он скорее использует эмпатию, чем логику и постоянно старается задавать вопросы, а не формулировать «истины» о том, что было и почему. Тогда у детей остается свобода поправить его, если его восприятие неверно. Вот почему в репликах в ходе понимания часто используется вопросительная интонация. Мы предлагаем субъективное впечатление от того, что произошло, а не расследование.

Задания воспитателю

Закончите предложения:

  • Труднее всего мне выражать признание таким детям, которые…

  • Иногда я хвалю детей, которые оказались не на высоте, потому что…

  • Когда я хочу поддержать хорошее поведение ребенка, я использую следующие приемы: …

  • Я обычно уделяю внимание своим воспитанникам такими способами: …

  • Один из приемов, который я бы хотел(а) применять чаще в будущем, — …

  • Причина, по которой я этого хочу: …

  • Один из детей моей группы, особенно нуждающийся в поддержке, это…

  • В ближайшие две недели я собираюсь поддерживать его следующими способами: …

  • Я хочу научить этого ребенка просить поддержки, когда он нуждается в ней, следующими способами: …

  • «Поддержки для ребенка никогда не бывает слишком много». Я согласна (не согласна) с этим утверждением, потому что…

Задание по составлению ПВД

Для тех ребят, с которыми вы собираетесь работать по Плану воспитательных действий, разработайте адекватные их возрасту и характеру способы поддержки — шаг ПВД № 4.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? // Любое издание.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаемся с ребенком. Так? // Любое издание.

3. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Искусство общения с ребенком. М., 2008.

4. Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002.

5. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Книга для думающих родителей. М.: Смысл, 2007.

6. Снайдерс М., Снайдерс Р. и др. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1994.

Рейтинг@Mail.ru