Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2009
Интерес к происходящему, вдохновенное участие ребенка в том деле, которое мы предлагаем, — самая главная наша награда, самый сильный стимул педагогического труда. Поэтому так важны те особые приемы — игры, словечки, способы объяснения, умение создать интригу вокруг освоения нового умения или навыка, — которые помогают создать у ребенка побуждающий позитивный мотив деятельности.
Сегодня своими методическими богатствами с читателями «Дошкольного образования» делятся педагоги, работающие по программе художественного развития детей «Художник и природа». Программу разработала Татьяна КОПЦЕВА, кандидат педагогических наук, художник, старший научный сотрудник лаборатории истории художественного образования ИХО РАО.

Маленькие хитрости для маленьких художников

Продолжение. Начало см. в № 23/2009

Овладеваем художественной грамотностью

Дорисуй картину

Целесообразность копирования произведений мастеров для художественного обучения до сих пор является предметом дискуссий. Тем не менее некоторые элементы этого приема можно применять в детском саду: они действенны.
Если вы научили детей рассматривать картины и обнаруживать в них различные интересные детали, можно сделать следующий шаг.
Покажите детям репродукцию картины. Пусть посмотрят на нее некоторое время. В первый раз можно вместе обсудить, что на ней нарисовано. Потом картину убирают, а детям раздают копии, на которых отсутствуют некоторые существенные (или не очень существенные) детали, и предлагают по памяти восстановить композицию.
Можно предложить детям игровую ситуацию.
Старые картины портятся от времени. Краски, которыми они были написаны, темнеют. Поэтому иногда картина теряет свою первоначальную красоту. Некоторые детали невозможно рассмотреть. Тогда над картиной работают реставраторы. Реставратор — это ученый, художник и мастер в одном лице. Они умеют возвращать картинам первоначальный вид.
Сегодня дети попробуют себя в роли реставраторов. К ним в мастерскую попали картины, с которых исчезли важные детали. Картину нужно восстановить.
Для такого задания лучше использовать графические работы. Но можно предлагать детям «для реставрации» и контурные копии цветных картин. Тогда нужно не только восстановить недостающие детали, но и раскрасить изображение.

Ближний план, дальний план, заслонение

Прежде чем рисовать с детьми натюрморт, можно поупражняться в его составлении на фланелеграфе с помощью элементов, вырезанных из цветного картона или специально расписанных заготовок.

Работа на фланелеграфе может носить демонстрационный характер: тогда используются крупные элементы, и кто-то из детей выкладывает из них композицию. Вслед за первым выходит другой ребенок. Он может внести в натюрморт небольшие изменения или совершенно иначе расположить все детали.

Педагог тоже может внести коррективы в выложенное изображение: совсем не обязательно выкладывать все предметы в ряд. Один предмет может стоять ближе, другой — дальше, одно может заслонять другое.
Хорошо, если, кроме демонстрационного, в наличии имеется еще и раздаточный материал для каждого ребенка — чтобы все дети могли потренироваться в изображении далеко и близко расположенных предметов и в использовании приема заслонения.

Точно так же можно выкладывать и пейзажи.

Понятия ближнего и дальнего плана, заслонения — это элементы художественной грамотности, которые обычно не свойственны спонтанным рисункам дошкольника и осваиваются на занятиях.

Голова сидит на шее

«Образ любимого друга».
Влада Горбунова, 5 лет.
Детский сад № 1928.
Педагог Елена Цуканова

Что характерно для рисунка дошкольника, изображающего лицо человека? Глаза, как правило, сидят очень высоко (в буквальном смысле вылезают на лоб). Про уши забывают частенько. А про шею — почти всегда. Это, что называется, отражение возрастного мировосприятия. Побороть его не всегда удается. И настаивать на том, что бывают рисунки «правильные» и «неправильные», категорически нельзя. Такой подход ничего не добавляет к художественному развитию, зато самым пагубным образом сказывается на развитии личностном.
Но время от времени обращать внимание детей на то, как устроено человеческое лицо, невредно. Только не стоит слишком давить и рассчитывать, что ваши слова будут тотчас услышаны и мгновенно приняты как инструкция к действию. Вы же помните: на рисунках дошкольников уши чаще всего отсутствуют. И любой психолог скажет, что это совсем не случайно.
Что же можно сделать перед тем, как приступить к рисованию портрета?

Во-первых, не повредит зеркальце, в которое лишний раз можно полюбоваться на свои глаза, нос и губы. И еще на брови и те самые уши. Губами можно подвигать: мы можем по-разному их сложить. Можно подвигать бровями, придавая лицу разное выражение: удивленное, рассерженное, испуганное.
Чтобы глаза, как было сказано, «не вылезали на лоб», предложите детям накрыть лоб ладошкой: вот сколько места он занимает! А глаза находятся ниже. Глаза — не точки, а лепестки. Глаз очень сложно устроен. Когда говорят: «У тебя глаза такого-то цвета», — имеют в виду зрачок. Где расположен зрачок? В серединке лепестка. Он цветной. А вокруг него — белое. И реснички у глаза сверху и снизу.
Нос — тоже не точка. Нос у каждого разный. Очень важное место — нос.
Ну, и шея. Голова не лежит на плечах, как капуста на грядке. Голова сидит на тонкой шее. Только поэтому мы можем вертеть головой в разные стороны.

В этом легко убедиться, если посмотреть на соседа справа, на соседа слева, в окно и даже — через плечо. Вот что дает нам шея! А чтобы про нее не забыть, поставим кисти рук к плечам и проскользим пальцами от плеча до шеи и чуточку вверх, к щекам. Повторим несколько раз: «На шейке ловко вертится головка!»

Рейтинг@Mail.ru