Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2010
Сергей ГригорьевО проблемах организации игротек (комнат для игры) и оформления игровых уголков мы беседуем с Сергеем ГРИГОРЬЕВЫМ, руководителем Центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах.
Это вторая беседа из цикла, посвященного юбилею игротек в нашей стране.

Игровая среда: как ее создают?

Продолжение. Начало см. в № 21/2009

Проведем эксперимент: разбудим воспитателя детского сада среди ночи и спросим: «Что такое игра?». Он тут же, не задумываясь, выдаст: «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Эта фраза со студенческих лет стала для воспитателей чем-то вроде древнего заклинания, смысл которого утерян в глубине веков.
И если мы начнем выяснять: что такое игра? Всегда ли ребенок с игрушкой в руках — «играющий» ребенок? Любая игрушка — предмет для игры или нет? Сколько нужно игрушек, чтобы ребенок играл? А может, дело не в количестве, а в качестве? Или вообще не в этом дело? И какое отношение взрослый имеет к игре ребенка? — тут, даже среди бела дня, мы рискуем не получить ответы на свои вопросы.
Не только потому, что воспитатели не всегда над этим задумываются. Но и потому, что эти вопросы очень сложны даже для ученых.
Тезис «Игра — ведущая деятельность дошкольника» принадлежит одному из «праотцов» отечественной психологии Даниилу Борисовичу Эльконину, который создал свою концепцию детской игры в рамках ведущего и единственного направления советской психологии — теории деятельности.
Сегодня многие утверждения и представления, казавшиеся незыблемыми в то время, нуждаются в уточнениях, в развитии, а порой — и в опровержении.
Так, к примеру, произошло с представлениями о творчестве, с представлениями о внутреннем мире человека — мире переживаний.
Игра, безусловно, является видом творчества для ребенка. И игра связана с миром его переживаний. А значит, не может быть сведена исключительно к деятельности.
Но деятельностная сторона игры — это то, что нам явлено. То, с чем мы — педагоги и родители, как правило, имеем дело.
Поэтому, заводя речь об игре, мы непременно выходим на проблему организации игровой среды. Что зависит от нас, взрослых, чтобы ребенок, желающий играть, играл?

Сергей! Обсуждая проблемы организации детской игры, мы выстроили педагогический треугольник: ребенок, игровая среда, педагог. Три обязательные составляющие для возникновения игры в детском саду. Какая из сторон является определяющей?

— Вопрос, скорее, заключается в том, как эти составляющие взаимосвязаны. Как они влияют друг на друга? Во-первых, сразу оговоримся: главная составляющая для любого педагогического процесса — ребенок. Ребенок — тот субъект, ради которого мы стараемся. Причем не абстрактный ребенок, а вполне конкретный — Вася, Петя, Маша. Эти самые Вася, Петя и Маша — удивительные существа. Они в силу природных обстоятельств обречены на развитие: ведь они растут. Меняются их возможности, интересы и мотивы деятельности. Это закон природы: маленький ребенок должен взрослеть. И на уровне дошкольного возраста его рост всегда особенно заметен: вот он плохо говорил, а сейчас — гораздо лучше. Двигался неумело, а сейчас и на одной ножке скачет, и мяч кидает. И делает он это либо благодаря среде, либо вопреки ей. Обедненная среда, к примеру, будет этому препятствовать, а обогащенная, та, которую мы называем развивающей, будет этому способствовать. Это значит, что детское развитие может идти разными темпами и с разной эффективностью, «запасая» проблемы на будущее или избавляясь от них. Конечно, в интересах взрослых сделать так, чтобы среда помогала развитию. И игрушкам здесь отводится не последняя роль.

Что такое «обогащенная среда» с точки зрения количества игрушек? Игрушек должно быть много? Они должны быть разнообразными?

— Я бы постарался избежать слова «много». Я бы сказал, игрушек должно быть оптимальное количество. Но это не значит, что мы можем определить этот оптимум в количественных показателях раз и навсегда и составить жесткий перечень игровых предметов, которые обеспечивают оптимальность.

Но вообще-то в детских садах действуют «по инструкции». Как правило, та или иная образовательная программа для детского сада рекомендует организовывать в группе игровые уголки по определенной теме, иметь те или иные игры и игрушки в определенном количестве. Например, обязательно нужен уголок для так называемых «игр-драматизаций». Или уголок спортивного инвентаря. Нужен кукольный уголок. В детских садах устраивают конкурсы на оформление конкретных уголков. Все группы представляют уголки по одной и той же тематике.

— В общем виде рекомендации могут выглядеть достаточно разумными: ведь их обычно разрабатывают психологи с учетом представлений о возрастных особенностях детей. Но эти представления всегда обобщенные. И конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Вот простой пример. В группе гораздо больше мальчиков, чем девочек. Значит, мальчикам нужно для игры больше места. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

А бывает, что в детском коллективе есть гиперактивные дети. Они с трудом включаются в коллективные игры вроде игр в семью. Под них тоже нужно подбирать специальные игрушки, позволяющие смягчить их агрессию.

Например, можно заменить обычные мячи на мягкие, вязаные.

— Это может быть одним из решений.

Вообще-то мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

— Но ведь можно этого избежать. Замечательный психолог, признанный авторитет в области изучения игры, Новоселова не раз отмечала: самое главное в игровой деятельности — инициатива самого ребенка. Задача педагога — подметить эту инициативу и ее поддержать. Возможно, оформление среды должно рождаться из наблюдений за детьми. Надо выяснить, что в данный момент им интересно, и помочь игровыми материалами.

То есть игровая среда не может быть задана раз и навсегда? Даже для конкретного возраста? Даже если педагог попытался изначально оформить группу с учетом количества мальчиков и девочек?

— В идеале, конечно, нет. Игровая среда должна постоянно меняться, постоянно обновляться. Ведь интересы детей меняются. Раз и навсегда оформленная среда перестает быть развивающей.

Но каждый день ее тоже нельзя менять?

— Каждый день не требуется. Но тут, к сожалению, нельзя сказать: требуется обновлять или изменять среду раз в неделю или раз в полгода. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменения, связанные с детьми.

Это очень трудно.

— Для кого трудно? В первую очередь для проверяющего, для того, кто управляет детским садом. Конечно, проще поставить галочки: месячник по оформлению уголков для игры в театр провели. А нужны ли сейчас детям эти игрушки, как быстро они пресытились ими — это второй вопрос.

Для воспитателей тоже сложно постоянно менять среду.

— Конечно, сложно. Вообще воспитывать сложно. Но можно этот процесс рационализировать. Во-первых, можно часть игрушек убирать, а потом через какое-то время доставать. Во-вторых, можно иметь в группе достаточный запас «неспецифических» предметов, которые можно задействовать в самых разных играх.

То, что может служить предметами-заместителями?

— Да. Но самое главное — не это. Самое главное в том, что эта идея — о необходимости постоянного изменения среды, ее подстраивания под ребенка — должна поселиться в голове воспитателя. Потому что — и сейчас мы переходим к еще одной составляющей нашего педагогического треугольника — развивающая среда в детском саду не может существовать помимо педагога. Уточню: развивающая игровая среда. Мы ведь об игре ведем речь и с этой точки зрения оцениваем среду. Так вот: главное условие, при котором среда становится развивающей, связано с наличием играющего воспитателя.

«Игра — ведущая деятельность педагога-дошкольника!»

— Игра должна оказаться в центре внимания педагога-дошкольника. Раньше дети росли в больших семьях, много гуляли во дворе, где всегда существовало разновозрастное сообщество. Они приобщались к игровой культуре через других, более старших детей. Теперь все изменилось. Мы живем иначе, и носителем игровой культуры для маленького ребенка оказывается взрослый. Взрослый учит ребенка играть. И воспитатель с этой точки зрения — первый профессиональный носитель игровой культуры.

Что это значит?

— Это значит, что он по крайней мере осознает себя человеком, участвующим в игровом развитии ребенка. Не тем, кто дает занятия. Не тем, кто выносит горшки и вытирает носы. А «педагогом играющим».

Но носы, горшки и занятия при этом не отменяются?

— Нет. Просто выстраивается другая иерархия ценностей. Тогда утверждение «игра — ведущая деятельность» перестает быть голословным. Тогда мы можем говорить о развитии игровой культуры воспитателя.

Игровой компетентности, как сейчас модно говорить. Можно обозначить конкретные признаки такой компетентности? Например, для того, чтобы они учитывались при аттестации.

— Ну, во-первых, дети всегда скажут: «Наша воспитательница с нами играет!»

И родители скажут: «Воспитательница играет с нашими детьми».

Как правило, именно таких воспитателей дети любят больше всего. Даже строгость им за это прощают.

— Кроме учета «общественного мнения», можно ввести и формальные показатели. Например, воспитатель должен знать определенное количество подвижных игр, уметь их организовать. Должен знать хороводные игры. Должен быть способен загадать сколько-то загадок, рассказать несколько скороговорок. Иными словами, в арсенале воспитателя должен быть некоторый набор игр, которым он при необходимости сможет воспользоваться. Такой воспитатель может своими умениями компенсировать даже недостатки бедной с точки зрения наличия игрушек среды. Потому что среда выстраивается вокруг такого педагога, изменяется его присутствием. И мы вернемся к тому, с чего начали: предметно-игровая среда — это не обстановка в комнате. Как развивающая она работает только тогда, когда у нее есть душа. Игровая душа. А рождается эта душа из союза взрослого и ребенка — играющего взрослого и играющего ребенка.

Фото из архива детского сада № 306 г. Красноярска

Рейтинг@Mail.ru