Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2010
Галина УРАДОВСКИХ, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра «Дошкольное детство»  им. А.В. Запорожца

Волшебная бумага

Продолжение. Начало см. в № 7/2010

Занятие «В нашем саду созрели яблоки»

Программное содержание

1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе осенью в яблоневом саду. Дать представления о строении яблоневого дерева и его плодах (ствол, ветки, листья, круглая форма, красный цвет, большое по величине, вкусное, сочное яблоко). Продолжить знакомство со свойствами мягкой бумаги.

2. Учить конструировать коллективную пейзажную композицию с опорой на смысловой контекст фоновой картинки, выполненной воспитателем. Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивание» — учить видеть яблоко в разных по цвету комочках бумаги. Создавать новый, более живописный вариант пейзажной композиции, преобразуя и дополняя ее «яблоками», идентифицируя их по цвету.

3. Упражнять детей сминать пальцами мягкую бумагу в большие комочки — яблоки и органично «включать» их в контекст заданной композиции.

4. Воспитывать желание работать совместно со сверстниками на фоновой композиции, преобразуя и дополняя ее.

5. Ввести в активный словарь детей: существительные (сад, дерево, яблоня, ствол, ветки, лист, яблоко, салфетка, шарик, комок); прилагательные (красный, желтый, зеленый, сладкий, вкусный, круглый, большой, маленький); глаголы (прижимаю, сминаю, положили, приклеиваю, мну, вижу, показываю, получилось); наречие (много); числительное (один).

Демонстрационный и раздаточный материал

1. Аппликация яблоневого сада (выполненная на большом листе рулонной бумаги) — изображение трех больших яблоневых деревьев. На каждом дереве по 2–3 яблока — круглые комочки определенного цвета (на первом дереве — красные яблоки, на втором — желтые, на третьем — зеленые яблоки).

2. Бумажные столовые салфетки красного, желтого, зеленого цветов — по 3–4 листика небольшой величины каждого цвета на каждого ребенка, клеящие карандаши.

Содержание занятия

1. Воспитатель подзывает к себе детей и загадывает им две загадки о яблоке:

Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко)

Оно большое, красное,
Вкусное и сладкое.

(Яблоко)

2. Затем воспитатель переключает внимание детей на фоновую композицию, расположенную горизонтально на сдвинутых вместе столах. Воспитатель спрашивает
детей:
— Что здесь изображено? Что вы здесь видите? Что это?
Дети подробно рассматривают незавершенную картину, называют все, что изображено на ней (сад, в саду деревья — яблони, на них выросли яблоки), уточняет, что на каждой яблоне яблоки определенного цвета и что яблок на деревьях сейчас мало.

3. Воспитатель предлагает детям сделать много яблок: смять цветную бумагу — сделать шарики и приклеить их на крону яблонь.
Сначала рассматриваются бумажные салфетки, уточняется их цвет (красный, желтый, зеленый) и действия, с помощью которых можно сделать из каждой салфетки яблочки разного цвета. Затем воспитатель помогает детям смять бумажные салфетки в тугие комочки — яблочки.
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Мнем их пальчиками.)
— Что мы мнем сейчас? (Салфетки.)
— Что у вас получилось?
— Таня, что у тебя получилось? (Яблоко.)
— Таня, какое яблоко у тебя? (Большое.)
— У Тани получилось большое яблоко.
— А у Ани какое яблоко получилось? (Маленькое.) Она сделала из бумаги очень тугой бумажный шарик, и получилось маленькое яблоко.
— Вот сколько яблок у нас получилось! Яблоки большие и маленькие!
— Таня, покажи маленькое яблоко! Какое оно, скажи?
— Миша, покажи зеленое яблоко! Правильно, это яблоко зеленое!
— Сколько яблок у нас получилось? (Много.)

4. Детям предлагается встать из-за столов, подойти к незавершенной фоновой композиции «Яблоневый сад» и перенести заготовки — шарики на подносах. Сначала разместить «яблочки» (бумажные шарики) на кроне яблонь и, учитывая заданный цвет яблок (идентифицируя по цвету), приклеить их. Дети работают стоя.
Воспитатель уточняет:
— Что мы будем делать дальше? Сначала посмотрим, какого цвета яблоки растут на каждом дереве, затем разместим «яблочки» на кроне яблонь с учетом цвета этих яблок. Давайте проверим, все ли дети правильно выполнили это задание.
— Теперь можно приклеивать наши яблочки. Приклеим их на веточки яблоневого дерева. Нина будет приклеивать.
И Таня будет приклеивать. Мы будем «яблочки» (шарики из бумаги) приклеивать. Вот так! Вот какие яблочки на яблоне появились! Какие они? (Большие, маленькие.)
— По цвету это яблоко какое?
— А эти яблочки какого цвета, они какие?
— По форме яблочки круглые. Аня, скажи, какой формы яблочки?
— А еще что можно о яблочках сказать, они какие? (Вкусные, крупные.)
— Что мы все сейчас сделали? (Мы положили шарики, мы приклеили шарики.)
— Что это? (Это яблоко. Мы его сделали из салфетки.)
Воспитатель показывает детям технические приемы работы с клеящим карандашом.

5. Дети любуются выполненной работой, радуются хорошему «урожаю» яблок, придумывают ласковые слова о яблонях и яблоках и всей пейзажной композиции.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru