Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2010
На сегодняшний день Германия — одна из самых интересных стран с точки зрения осмысления и развития подходов к дошкольному образованию.
В предыдущих номерах мы знакомили читателей с системой повышения качества германских садиков, в частности, приводили пример повышения качества педагогической работы по параметру «организация дневного сна».
В этом номере мы расскажем о принципиально новых формах дошкольного учреждения.

Открытый детский сад в Германии

Уголок для сюжетных игр в детcком саду Германии

Уголок для сюжетных игр в детcком саду Германии

Идея открытого детского сада в Германии возникла в 80-х гг. прошедшего ХХ столетия. До этого организация жизни детей в немецких детских садах была похожа на нашу. Группы выделялись по возрастному принципу, за каждой возрастной группой закреплялись определенные помещения (от одной до трех комнат) и педагоги, которые сопровождали своих детей в течение всего дня (занимались с детьми, гуляли, читали и пр.). Однако ученые и педагоги, анализируя данную систему, пришли к выводу, что она существенно тормозит развитие ребенка и ограничивает пространство его жизни.

Во-первых, физическое пространство. Проводя большую часть времени в одном помещении, дети лишены свободы передвижения; их мир ограничен стенами одной комнаты, в которой они пребывают изо дня в день в течение многих месяцев.

Во-вторых, коммуникативное пространство. Круг общения детей ограничен членами определенной одновозрастной группы (15–20 человек). Ребенку очень трудно установить прочные контакты с ровесниками из других групп и с детьми других возрастов (как старших, так и младших). Кратковременные встречи на прогулках (где каждой группе также отведено свое место) или на праздниках, где участники разных групп демонстрируют свои достижения, не компенсирует дефицита общения с детьми других групп.

Это же относится и к общению со взрослым. Оставаясь членом одной и той же группы в течение нескольких лет, ребенок вынужден общаться с двумя воспитателями и практически не общается с педагогами других групп.

В-третьих, ограниченным оказывается психологическое пространство. В одной группе ребенку обычно предоставляется два-три маленьких уголка для ролевой игры, зачастую разделенных по гендерному принципу. Это лишает ребенка возможности выбора занятий, препятствует реализации индивидуальных, а часто — и социальных задач развития.

В традиционной системе ребенок, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют, и принимает то, что ему предлагают, в готовом виде. Но, постоянно оказываясь в позиции ведомого, человек не может почувствовать самого себя; он не осознает своих желаний, своих переживаний, не выделяет себя из общей группы. Все это изначально лишает ребенка инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия (которые, по существу, не являются «своими»). Учитывая, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мотивационной сферы и самостоятельности ребенка, ограничение детской инициативности в этот период серьезно искажает личностное развитие.

Новый взгляд на детский сад

Эти соображения побудили пересмотреть традиционную систему дошкольного образования и разработать, а затем и внедрить в практику новую организацию жизнедеятельности детей — открытый детский сад. Теоретическую основу нового метода разработали немецкий ученый-педагог Алекс Виланд и профессиональный консультант Герхард Регель. После тщательной научно-методической проработки новая организация жизни детского сада подверглась широкому обсуждению и получила поддержку среди руководителей образования, работников детских садов и родителей. В настоящее время открытые детские сады успешно работают во многих государственных детских учреждениях Германии, в частности, в Баварии, где нам удалось посетить два таких государственных детских сада. Своими впечатлениями мы хотим поделиться в этой статье.

Детский сад без групп

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие групп в привычном для нас понимании и жестких границ между помещениями. Большой разновозрастной коллектив детей (50–80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения.

Помещения детского сада — 4–6 уютных комнат и залов — являются не групповыми помещениями, а зонами для определенных видов детской активности.

Обычно это помещения:

  • для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.);

  • для конструирования и экспериментирования;

  • для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) (или «креативная комната»);

  • для физической активности.

В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.

У детей нет своего определенного группового помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребенка есть свой приватный уголок — довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних.

Подобная специализация помещений не является чем-то новым для отечественных дошкольных учреждений: во многих детских садах есть соответствующие хорошо оборудованные помещения. Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий, который дети осуществляют самостоятельно. Такая возможность выбора занятий и партнеров предоставляется ребенку с трех лет. В течение работы садика предусмотрено время для встреч со всем коллективом и периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчеркивая своеобразие каждого режимного момента.

Режим дня

С 7 до 9 часов дети приходят в сад. Традиционных для нашей культуры одежных шкафчиков в немецких садах нет. У каждого ребенка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим расстегивать или застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и пр.

После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол, и ребенок сам выбирает, что и когда он будет есть.

С 10.00 до 10.30 — время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Эти занятия объединяют детей. Но главным объединяющим началом является общее дело, которое обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив детского сада планирует определенный проект, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. В рамках такого общего проекта выделяются отдельные задачи, которые решают разные группы детей — по их собственному желанию. Например, темой объединяющего проекта является «Карнавал». Для его подготовки одна группа детей готовит костюмы, другая оформляет помещение, третья репетирует танцы, четвертая готовит представление. Каждому ребенку предлагается выбрать свое место и свое дело в реализации общего проекта.

Подготовка к праздникам составляет важную часть работы детского сада. К праздничным событиям относятся, например, дни рождения детей. Праздник проходит в красиво и интересно оформленном помещении. Благодаря оформлению каждый ребенок знает, кому будет посвящен следующий такой праздник и когда он состоится. По такому же принципу проходит весеннее чествование будущих первоклассников, которым предстоит покинуть детский сад. Все дела, связанные с праздниками, направлены не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого ребенка в событии. Через подготовку к праздникам происходит организация и осмысление многих форм детской самодеятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.).

Существуют и проекты, объединяющие детей по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму своего участия в проекте и определяют степень этого участия. Ребенок принимает участие в работе соответствующей группы в течение определенного времени (2–3 недели), отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. На общих встречах распределяются обязанности между детьми и обсуждается ход реализации проекта.

После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 часов). Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу — примерно по 6–10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий, естественно, зависит от возраста детей.

Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой области Германии и в каждом детском саду используются свои конкретные формы и свои приоритеты. Так, для Баварии приоритетными направлениями образования дошкольников являются:

— развитие речи (с акцентом на развитие фонематического слуха),
— развитие движения,
— социальное развитие.

Акцент на развитие речи, с одной стороны, связан со значительными проблемами многих детей в этой области, а с другой — с большим количеством иностранцев, плохо говорящих на неродном для них языке. Характерно, что занятия по развитию речи с иностранными детьми и с носителями языка проводятся отдельно (также отдельно проходит и диагностика в этой области). В рамках развития речи осуществляется специальная работа по развитию фонематического слуха детей.

Кроме речи и движения, дети занимаются основами естественных наук и математики. Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме: детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии.

После 11 часов — общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке.
С 12.00 до 13.00 — обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше трех лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать пазлы или рисовать.
С 13.00 до 16.45 — свободные занятия по выбору. Каждый ребенок выбирает себе помещение и занятие — игру, конструирование, рисование, лепку и пр.
Между 15 и 16 часами — полдник, который дети приносят с собой. (Родители готовят его дома.)
С 16.00 до 16.45 — возможна вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам.
В 16.45 детский сад заканчивает работу.

Организация предметной среды

Очевидно, что предметная среда того или иного помещения определяется его назначением. В открытом детском саду чаще всего можно увидеть следующие оборудованные комнаты или зоны для:

— занятий творчеством,
— естественно-научной и исследовательской деятельности;
— конструирования и режиссерской игры;
— игровой деятельности;
— физической активности;
— общих встреч и занятий,
— чтения;
— уединения.

Креативная комната оборудована разнообразными материалами и мебелью для изобразительной деятельности (живописи, лепки, аппликации, ремесла и пр.); в ней также находятся защитная одежда для определенных занятий, раковина и предметы уборки.

В игровой комнате сконцентрированы игрушки и материалы для самых разных видов игры. Есть уголок для игры с куклами, зоны для наиболее распространенных сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), коврик для игры в машинки. Специальное место отведено для настольных игр с правилами. Для сюжетно-ролевых игр, в которые дети решают играть, здесь появляются костюмы, различные атрибуты профессии, предметы-заместители, тематические игрушки.

В комнате для конструирования размещены различные конструкторы; маркеры пространства; наборы, включающие маленькие фигурки и куколки для режиссерской игры.
В игровых комнатах минимально представлена мебель, зато максимально — предметы преобразования пространства. Зонирование пространства внутри комнат задается конкретной формой той или иной деятельности и возрастом детей. Например, в помещении для конструирования есть пространство для крупномасштабного конструирования, для деревянного строительного материала, столики для конструктора типа Лего «Дупло», «Плеймобиль» и др. В обоих садах были представлены небольшие «подиумы» 1х2 м шириной для возведения масштабных построек. Подобные «подиумы» позволяют детям максимально удобно размещаться рядом с постройками и осуществлять игровые действия с трех позиций — сверху, сбоку и снизу от постройки.

Показательно, что игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей.

Уголки для экспериментирования представляют собой столики или стеллажи с материалами различной фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней. Дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.

Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами. В центре могут быть расположены конструкция для различных видов лазания и батут. Дети могут приходить сюда, чтобы поиграть в подвижные игры, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду — вместо прогулки. В зависимости от желания детей в зал выносится многочисленное оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки, балансиры, обручи, бревна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.). В играх и занятиях широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.

Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для возможности обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей, в том числе совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в том числе круглогодичным календарем детских дней рождения.

Все помещения отличаются друг от друга. Эстетический уровень оформления комнат очень высок. Здесь удачно сочетаются работы дизайнера и детские работы.

Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, в связи с новыми потребностями детей, с появлением новых материалов на рынке воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.

Педагоги в открытом детском саду

Всего в детском саду работает 7–10 педагогов и 1–2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определенных детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20–25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребенок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и, соответственно, помещение), но окончательный выбор остается за ребенком.

Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля, с одной стороны, повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой — ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).

Немецкие воспитатели не обязаны вести обильную документацию, она существует для внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к заполнению карт индивидуального развития каждого ребенка 2 раза в год — в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка.

Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребенка в группе, который является результатом индивидуального, а также совместного педагогического наблюдения. По пятибалльной шкале оцениваются уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада, предпочтение разных видов активности и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты.

К таким аспектам относятся:

1) развитие речи, причем для немецких и иноязычных детей используются разные тесты и разные критерии оценки речевого развития;
2) развитие фонематического слуха и сформированность фонематического анализа;
3) моторное развитие (координация, соразмерность, баланс, ловкость движений и пр.).

Оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.

Профессиональная подготовка педагогов

Широкий круг обязанностей воспитателя при отсутствии программы воспитания предъявляет серьезные требования к их квалификации. Поэтому особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования.

Воспитателей в Германии готовят иначе, чем в нашей стране. Они учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение пяти лет и включает три этапа.

На первом этапе в течение двух лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап — два года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.

Третий этап — годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации, причем пять-шесть раз в течение года. Курс может быть совсем короткий (1–3 дня), а может быть продолжительным (до двух недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога — работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику. Может посвящаться отдельным занятиям с детьми: например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом педагог имеет возможность регулярно (раз в два месяца), практически без отрыва от работы, повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми, свежими идеями и творческими импульсами.

Взаимодействие с родителями

Значительное место в деятельности детского сада занимает работа с родителями. Родительские встречи и лектории происходят ежемесячно. Помимо этого, педагоги по необходимости встречаются индивидуально с родителями, чтобы поговорить о детях. Рабочим материалом для этого служат детские индивидуальные папки и диагностические материалы педагогов. Жизнь детского сада предполагает совместные семейные праздники.

В холле функционирует библиотека педагогической и психологической литературы, которая открывается раз в неделю. Родители могут взять книги на дом не только для себя, но и для детей. Есть и открытый читальный зал для родителей, ожидающих своих детей. Библиотека содержит качественные, хорошо иллюстрированные книги и брошюры, раскрывающие различные аспекты родительства и детства.

* * *

Подводя итоги краткому описанию открытого детского сада в Германии, можно отметить, с одной стороны, эклектичность его теоретической основы, а с другой — единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность связана с соединением в работе одного дошкольного учреждения методов разных педагогических систем. Прежде всего это выбор занятия, материала и вида деятельности, который является ключевым моментом в системе М.Монтессори. Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближают данную систему с вальдорфским детским садом. В то же время, наличие обязательных занятий по разным предметам и отслеживание показателей развития детей напоминают традиционные детские сады в России. Практико-ориентированные занятия заставляют вспомнить об идеях Дьюи, а проектная деятельность — продукт современной педагогической мысли. Таким образом, данная система заимствовала методические достижения различных систем дошкольного воспитания и, в то же время, привнесла в дошкольную педагогику свой несомненный вклад.

Этот вклад заключается в единой направленности всех воспитательных воздействий на формирование инициативности и самостоятельности детей. Возможность свободного выхода ребенка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей. Право свободного выбора (и ответственность за него) дает возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий. Это стимулирует инициативность, самостоятельность ребенка и ответственность за свои действия.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. Свободная деятельность занимает центральное место в структуре детского времяпрепровождения в детском саду: это полноценные 4–5 часов игры или видов детской деятельности в день. Разновозрастный мобильный детский коллектив позволяет каждому ребенку получать опыт развития и присвоения игровых действий в естественных социальных условиях. Дети имеют время и возможность наблюдать, подражать и перенимать самый разнообразный опыт игровых действий и умений у старших детей. Дети имеют возможность знакомиться с реальной деятельностью взрослых и воплощать эти сюжеты в своих играх. Это целиком и полностью отражает идеи отечественной психологии о ведущей деятельности и совпадает с основными задачами развития дошкольного возраста.

Организация всех детей в одновозрастные мини-группы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ориентированного комплексного подхода. Такие занятия направлены на развитие исследовательской активности ребенка, умения видеть и ставить проблемы и находить способы их практического решения. Здесь дети учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других и приобретают навыки коллективной деятельности.

Глубокое уважение к личности ребенка чувствуется во всем — в уюте и комфорте помещения, в подборе игрушек и материалов, в теплой, творческой и дружеской атмосфере коллектива. И это не просто слова и провозглашаемые ценности, а конкретная педагогическая технология, благодаря которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребенка.

Рейтинг@Mail.ru