Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2009

Детский сад и психоанализ

Кто из воспитателей сможет ответить на вопрос, что такое психоанализ? И может ли он иметь какое-то отношение к детскому саду?

Ни один современный учебник по истории дошкольной педагогики об этом не рассказывает. Ни один из ведущих отечественных институтов дошкольного образования эту тему не разрабатывает — как будто великое открытие бессознательного не имеет к маленьким детям никакого отношения. Как будто столетний опыт психоаналитиков в изучении и понимании ребенка и его отношений со взрослыми ничего не способен дать современному педагогу.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Между тем в 1921 году при отделе психологии Государственного психоневрологического института был открыт «дом-лаборатория» по изучению детского возраста. Научная работа в доме-лаборатории строилась в соответствии с психоаналитическим учением Зигмунда Фрейда. Тут воспитывали детей дошкольного возраста, наблюдали за ними, искали ответы на сложные вопросы детского развития.

В 20-е годы некоторые лидеры большевиков (в частности, Л.Троцкий) полагали, что психоанализ поможет последовательно и сознательно формировать «человека советского общества». И, как свидетельствуют документы, в дом-лабораторию стремились определить своих детей значимые представители новой власти.

В одном из отчетов заместителя наркома просвещения В.Н. Яковлевой Совету народных комиссаров РСФСР говорится: «Ставя себе целью выработку методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей при участии нового, подготовленного к этой деятельности педагогического персонала, детдом «Международная солидарность» достигает этой цели путем общего ознакомления с психикой детей... с точки зрения психоанализа (по Фрейду, Юнгу и др.)... Записи наблюдений, бюллетени, анализ детских рисунков, живописи, построек, вырезания, импровизации представляют громадный интерес и имеют несомненную научную ценность. В качестве самостоятельных вопросов для изучения ставятся такие, как детские страхи, положение ребенка во сне и прочее». Детский дом — лаборатория называется единственным в своем роде учреждением не только в России, но и в Европе.

Дом работал по принципу интерната. Детей забирали домой только в выходные дни. Предполагалось, что качественная педагогическая и научная работа может вестись только при небольшом количестве детей в группах. Группы годовалых включали двух детей и одного воспитателя, группы двухлеток — трех детей. Группы четырехлеток могли посещать до 4 человек. А группы детей пяти-шестилетнего возраста — до 5–6 детей. В общей сложности в доме-лаборатории воспитывалось от 8 до 12 детей. (Это впоследствии стало одним из аргументов для его закрытия: содержание воспитанников при таком малом их количестве обходилось слишком дорого.)

Воспитателям строго-настрого запрещалось повышать голос при общении с детьми и наказывать их — даже за совершенные проступки. Считалось, что главное средство педагога в управлении поведением ребенка — доверительные отношения с ним. Поощрялась самостоятельность детей, их инициатива.

Новыми методами воспитания — при посредничестве Коминтерна — заинтересовались за рубежом. И в 1922 году Союз германских горнорабочих «Унион» принял решение оказывать дому постоянную поддержку, а сам дом получил название «Международная солидарность».

Но вряд ли мы сегодня сумеем составить себе ясное представление о том, что именно происходило в детском доме. Основными свидетельствами его работы являются постановления заседаний различных комиссий, в частности, тех, которые ставили вопрос о целесообразности существования лаборатории и о ее закрытии, «особые» мнения членов таких комиссий (в архивах сохранилось «особое мнение» С.Шацкого, указывающего на уникальную научную и педагогическую значимость собранного в лаборатории материала) и дневниковые записи одного из научных работников лаборатории Веры Шмидт.

Вера Шмидт фиксирует неготовность воспитателей работать в соответствии с педагогическими принципами психоанализа, их неспособность налаживать отношения с детьми и — как следствие — отсутствие нормально организованного быта. А также — то, что мы сегодня называем «текучестью кадров». На страницах своего дневника она заключает: эксперимент не оправдал возложенных на него ожиданий.

Как психоаналитическая лаборатория детский дом был закрыт в 1925 году. А само учреждение преобразовано в воспитательное учреждение, перешедшее в непосредственное ведение Наркомпроса.

Детский дом — лаборатория располагался в красивом здании, известном москвичам как особняк Рябушинского

Детский дом — лаборатория располагался в красивом здании, известном москвичам как особняк Рябушинского

Анализ работы «Международной солидарности», проведенный Верой Шмидт, выглядит слишком принципиальным, почти беспощадным. Возможно, многое в нем отражает истинное положение вещей. Но он приходится на то время, когда отношение к психоанализу в большевистской России изменилось.

К концу 20-х годов психоанализ как сложное и новое научное направление мысли перестает быть предметом дискуссий. Покровительство Троцкого обернулось для психоаналитиков бедой. С приходом к власти Сталина психоанализу уготована судьба учения с антимарксистским клеймом.

На страницах научных журналов началась кампания по «разоблачению» психоанализа. А для психоаналитиков самых разных направлений начался период отречения и покаяния. Каялись в употреблении имени З.Фрейда, даже в оговорках, что некоторые идеи психоанализа могут оказаться плодотворными и интересными для советской науки.

Покаяние было обязательным, но личного спасения не гарантировало. Бывший директор Института психоанализа, основатель дома-лаборатории И.Д. Ермаков был арестован в 1941 г. по обвинению «в принадлежности к контрреволюционной организации и антисоветской агитации» (статья 58, п. 10, п. 11 УК РСФСР) и умер в июле 1942 года в тюрьме г. Саратова.

Для обвинения в контрреволюционной, антисоветской деятельности было достаточно того, что российские психоаналитики в 20-х гг. активно сотрудничали с немецкими учеными.

А в Германии в это время по приказу идеологов фашизма книги З.Фрейда публично сжигались на площадях по приказу нацистских властей.

В июле 2009 года исполняется 110 лет со дня рождения психоаналитика Веры Шмидт (1889–1937), посвятившей свои исследования детям дошкольного возраста и дошкольной педагогике. К ее юбилею сотрудники кафедры клинической психологии и психоанализа Удмуртского государственного университета совместно с издательством «ERGO» выпустили в свет первый том психоаналитических и педагогических трудов Веры Шмидт — «Дневник матери. Первый год жизни». Дневниковые записи Веры Федоровны до сих пор не публиковались. Это стало возможным благодаря научным изысканиям Татьяны Шикаловой. Работая с архивом Ивана Ермакова, она «наткнулась» на упоминание о Вере Шмидт и ее записях и начала в буквальном смысле искать «следы» Шмидтов. Поиски увенчались успехом. Сын Веры Владимир Оттович Шмидт и ее внуки бережно хранили архив исследовательницы — никому не нужный в течение долгих десятилетий.
Выход «Дневника» может считаться знаковым событием. Возможно, с этой книги начнется легализация идей психоанализа в дошкольной педагогике.

Зато после войны, в конце шестидесятых гг. ХХ столетия, интерес к психоаналитическим идеям воспитания вспыхивает в Германии с новой силой. И, как ни странно, главным питательным источником для них оказываются заметки и доклады той самой Веры Шмидт, которая подвела жесткие итоги работе дома-лаборатории. Вера Шмидт в начале 20-х гг. представляла за рубежом Русское психоаналитическое общество, выступала перед западными коллегами на психоаналитических конференциях в Австрии и Германии. Некоторые ее тексты, недоступные для отечественного читателя, сохранились за границей на немецком языке. В 1968 г. молодые родители, большинство из которых принадлежало к т.н. «студенческому движению», извлекли их на свет и «прочитали по-новому». По всей стране в «самиздатовском варианте» ходили тысячи копий работы В.Шмидт «Erziehung ohne Repression» («Воспитание без подавления»). В результате в Германии возникло целое движение под названием «Kinderladen» — движение за создание маленьких детских садов. Эти садики организовывались в помещениях бывших детских магазинчиков и лавок, воспитание в них было основано на принципах психоанализа и идеях Веры Шмидт.

«Психоанализ сделал невероятно много для гуманизации образования в современной Германии, — говорит кандидат психологических наук, доцент кафедры психоанализа Института практической психологии и психоанализа Каролина Солоед. — Проблемы, которые поднимают психоаналитики, воспринимаются очень серьезно и общественностью, и властью».

А нам еще, видимо, только предстоит открыть для себя гуманистический смысл психоаналитических идей и научиться использовать их в своей работе с детьми.

Текст подготовлен с использованием материалов научно-практической конференции «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия в России и Германии: теория и практика» (Москва, 22–23 мая 2009 г.; выступление Каролины Солоед и выступление Татьяны Шикаловой); книги В.М. Лейбина «Антология российского психоанализа», т. 2, Овчаренко В.И., Лейбин В.М.; М., 1999 (сайт www.psychol-ok.ru); статьи А.И. Белкина, А.В. Литвинова «К истории психоанализа в Советской России» («Российский психоаналитический вестник», № 2, 1992).

Рейтинг@Mail.ru