Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2010

Вежливые пассажиры

Главная задача: в игровых ситуациях обучать детей вежливому поведению в общественном транспорте.

Демонстрационный материал: картинки с изображением автобуса и пассажиров.

Оборудование: аудиозапись «дорожной» песни; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус» (билеты, руль, элементы ряжения для обозначения «особых» пассажиров на остановке); мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети полукругом сидят на стульчиках вокруг доски или фланелеграфа, где будут выставляться картинки.

Воспитатель.

Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадку,
Кто смышленей, погляжу.
Домики с колесами по улице бегут.
Мальчиков и девочек домики везут.

(К.Чуковский)

Дети предлагают разные ответы. Воспитатель говорит, что на домики больше всего похожи микроавтобусы и автобусы. Выставляет картинку с изображением автобуса.

Воспитатель. Мы живем в век больших скоростей. У всех людей дела и заботы. Все они куда-нибудь торопятся. Пешком, конечно, ходить полезно, но мы не всегда можем это себе позволить.   На чем можно быстро добраться из одного конца города на другой, из дома в детский сад, в гости к бабушке, в детский театр? (Можно назвать знакомые детям места, куда нужно ехать.)

Дети. На машине. На автобусе. На троллейбусе. На маршрутном такси.

Воспитатель. Как можно назвать одним словом машину, автобус, троллейбус, такси?

Дети. Это транспорт.

Воспитатель. Транспортом мы называем и грузовики, и легковые автомобили, которые принадлежат хозяевам. А вот для обозначения автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутного такси есть специальные слова. Про эти виды транспорта говорят — «общественный транспорт». Как вы думаете, что это значит?

Дети предлагают свои версии.

Воспитатель. На общественном транспорте может ехать любой человек, любой член общества. Поэтому и говорят — «общественный транспорт». Как называются люди, которые едут в общественном транспорте?

Дети. Пассажиры.

Воспитатель. Любой пассажир, как и водитель, и пешеход, должен выполнять правила поведения в общественном транспорте. Сейчас я проверю, известны ли эти правила вам.
Представьте себе автобусную остановку. На ней в ожидании автобуса собрались разные люди: старенькая бабушка, мальчик, девочка, женщина с маленьким ребенком, мужчина, дедушка с палочкой, мужчина с забинтованной ногой. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих людей на мольберте рядом с автобусом.)
Кто из них в какие двери должен войти? Кто кого должен пропустить вперед?

Воспитатель вызывает детей к доске. Ребенок выбирает картинку с изображением кого-то из ожидающих автобус и помещает ее в автобус, объясняя свои действия. Другие дети одобряют или не одобряют выбор пассажира. Воспитатель подытоживает результаты посадки в автобус.

Воспитатель. Вперед должны пройти больной человек, пожилой человек, пассажир с ребенком. Мужчины при посадке всегда пропускают женщин вперед, мальчики — девочек.
Какие еще существуют правила, которые надо выполнять при посадке?

Дети. Нужно спокойно входить в автобус, заранее приготовив проездной билет. Надо, не задерживаясь, проходить вглубь салона, чтобы позволить войти людям, стоящим в очереди сзади.

Воспитатель. Вот все пассажиры вошли в автобус. Думаю, что они — люди воспитанные, и поездка никому не испортит настроения. Но однажды по городу ехал трамвай... Давайте заглянем в окна этого трамвая. Что-то неправильное там происходит! Что именно? Как вы думаете?

Воспитатель выставляет иллюстрации с окнами трамвая.

Первое окно. Кто-то из пассажиров причесывается.
Второе окно. Кто-то из пассажиров громко смеется и разговаривает.
Третье окно. Кто-то из пассажиров ест.
Четвертое окно. Один из пассажиров закурил.
Пятое окно. У окна сидит парень. Рядом стоит пожилая женщина.
Шестое окно. Кто-то выбрасывает мусор из окон.

Фото из архива детского сада № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск, Татарстан

Фото из архива детского сада № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск, Татарстан

Воспитатель. Как мы можем назвать пассажиров в этом трамвае?

Дети. Эти пассажиры — невоспитанные, невежливые люди.

Воспитатель. Но вы-то никогда не будете так поступать, верно?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте проверим. Сейчас мы с вами понарошку поедем в автобусе. Сначала выберем водителя автобуса. Кто хочет быть водителем?

Тех детей, кто поднял руку, воспитатель приглашает встать в круг. Водитель выбирается с помощью считалки-загадки.

Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак!

(М.Шварц)

Воспитатель.Теперь выберем билетного кассира.

Билетный кассир выбирается из желающих тоже с помощью считалки-загадки.

Я — лошадь твоя и карета,
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня.

(С.Маршак)

Воспитатель устанавливает на столике декорацию кассового окошка. К окошку садится кассир. Перед ним коробочка с проездными билетами.

Воспитатель. Граждане пассажиры, подходите, пожалуйста, к кассе. Вы можете приобрести билеты в обмен на вежливое слово.

Дети по одному подходят к кассовому окошку и приобретают билеты, затем возвращаются на свои места.

Воспитатель. Теперь выберем пассажиров, которые будут садиться в автобус.

Игра «Вежливые пассажиры»

Выбираются 6–7 пассажиров. Пассажиры тянут жребий, по которому получают роль: кто-то становится «старичком», кто-то — «мамой с ребенком», кто-то — человеком с больной рукой или ногой. Остальные пассажиры — «обычные люди».
Водитель автобуса берется за руль. Воспитатель включает музыку. Водитель крутит руль и бежит по кругу: автобус в пути. Пассажиры ждут автобус «на остановке». Когда музыка заканчивается, водитель останавливается, а дети на остановке должны быстро выстроиться в том порядке, который соблюдают «вежливые пассажиры».
Другие дети, зрители, соглашаются или не соглашаются с образовавшейся очередью. Если «пассажиры» построились правильно, они цепляются паровозиком за шофером и под музыку пробегают два-три круга.
Игру можно повторить два-три раза, чтобы как можно больше детей приняли в ней участие.

После игры дети усаживаются на стулья или встают полукругом лицом к воспитателю.

Воспитатель. При посадке в автобус вы соблюдали правила вежливости. А теперь вспомним, какие еще существуют правила поведения в общественном транспорте. (Берет мяч.)
Я буду задавать вопрос и кидать кому-нибудь мяч. Тот, кто его поймает, должен вспомнить правило поведения в транспорте.

Вопросы детям

— Нужно ли держаться за поручень во время езды в автобусе? Почему?
— Если ты встретил в автобусе знакомого, как нужно себя вести?
— Если у тебя в руках большая сумка или рюкзак, что надо сделать? (Рюкзак нужно снять, а сумку нести аккуратно, чтобы не зацепить других пассажиров.)
— Как надо готовиться к выходу из автобуса? Какие слова при этом произносят? (К выходу готовятся заранее, при необходимости спрашивают: «Вы выходите на следующей остановке?»)
— Как ведет себя мужчина по отношению к женщине при выходе из автобуса? (Если мужчина сопровождает женщину, он должен помочь ей выйти. Лучше, если он выйдет первым и подаст ей руку.)

Итоговый опрос можно провести в виде командного состязания. Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает очко. Если игроку нужна помощь, он передает мяч соседу по команде.


Публикация статьи произведена при поддержке службы заказа такси «Тудей». Такси Тудей предоставляет профессиональные услуги пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и ленинградской области. Воспользовавшись услугами Такси Тудей, Вы получите сервис соответствующий самым высоким стандартам качества, комфорта и безопасности. Узнать больше о предоставляемых услугах и оформить online-заказ на такси с пятипроцентной скидкой можно на официальном сайте службы такси «Тудей», который располагается по адресу http://taxitoday.ru/


Рейтинг@Mail.ru