Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Чему учат пляшущие человечки?

При словах «программа “Развитие”» у человека, имеющего какое-то отношение к лаборатории им. Л.А. Венгера или работающего по этой программе в детском саду, сразу возникает образ: «пляшущие человечки, соединенные между собой стрелочками». Что стоит за схемами и условными значками, которыми пользуются дети и педагоги «венгеровских» детских садов?

В течение долгого времени считалось, что развитие восприятия определяется развитием центральной нервной системы. Так как центральная нервная система созревает достаточно рано, вместе с завершением этого процесса заканчивается и развитие восприятия.

Однако известный российский психолог А.В. Запорожец, создатель Института дошкольного воспитания, опираясь на идеи Л.С. Выготского, показал опосредованный характер восприятия.

Согласно А.В. Запорожцу, воспринять какой-то культурный объект — значит воссоздать в своем представлении его проекцию, модель. Если человек овладевает этой способностью, то он нормально развивается и входит в культуру.

Внутренняя работа человека (и ребенка, и взрослого) по построению модели действительности опирается на представление о действующих в данной культуре сенсорных эталонах. Что такое эталон, можно понять на конкретном примере. Возьмем, например, музыку. Мы с вами с удовольствием слушаем народные песни — русские, украинские, английские, — песни любых народов, относящихся к европейской культуре. При некотором уровне культурного развития мы можем воспринимать музыку Баха или Бетховена — так называемую «классическую музыку».

Но музыку китайскую или индийскую с интересом будет слушать только изощренный музыковед. Для среднестатистического человека — подчеркну, культурного человека — эта музыка будет странной и непонятной. Потому что в ее основе лежат другие музыкальные эталоны, чем те, которые мы усвоили.

То же самое касается одежды, архитектуры, языка и других сторон жизни. Сенсорные эталоны — это «мерки», которыми пользуется человек при восприятии того или иного предмета или явления. Однако, чтобы мерками пользоваться, нужно сначала их усвоить.

Поэтому развитие детского восприятия в первую очередь связано с усвоением сенсорных эталонов, принятых в той или иной культуре.

Практической реализации этой идеи Запорожца, оказавшейся необычайно продуктивной для отечественной дошкольной психологии, и посвятил свою научную жизнь Л.А. Венгер. В его работах идея эталона оформилась сначала в систему сенсорного воспитания, а затем в воспитательную систему развития способностей.

По мнению Венгера, способности бывают специальные — например, музыкальные, математические, пластические, и общие, проявляющиеся в различных видах деятельности. Ученый пришел к выводу, что наглядное пространственное моделирование, свойственное всем детям, является общей интеллектуальной способностью.

Ведь детский рисунок — это вовсе не художественное произведение, как иногда считают, а модель той действительности, которую воспринимает ребенок. «Модельный» характер носят и другие формы деятельности детей — игра, лепка, конструирование и т.п.

Если в основе освоения культуры лежит процесс усвоения сенсорных эталонов и моделирования действительности, значит, расширяя представления ребенка об эталонах и обучая его средствам моделирования, мы можем существенно повлиять на развитие его способностей.

В качестве ядра воспитательной системы Венгер предложил рассматривать наглядную модель. (Вот откуда появились «пляшущие человечки».)

Практические разработки Венгера и его сотрудников велись в двух направлениях:

1) знакомство с различными видами пространственных моделей (схемы, чертежи, графики, планы, логические цепочки и т.д.) и обучение пространственному моделированию;

2) знакомство с сенсорными эталонами с помощью специально разработанных дидактических игр и упражнений. Эти разработки и легли в основу программы, известной сегодня как программа «Развитие».

С точки зрения такого взгляда на развитие дошкольника сразу становится понятным, почему Венгера и его последователей не могла удовлетворить концепция так называемого «свободного воспитания». Любое средство взаимодействия с культурой не дается в натуральном виде, как салат на грядке. Оно требует специального культурного освоения. Чтобы ребенок научился рисовать, ему надо показать, как пользоваться карандашом, кистью, красками. Чтобы он понял назначение вилки и ножа, взрослый должен объяснить на практике назначение этих предметов. Это простые, конкретные примеры. Но то же самое касается и использования речи, и способов мышления. Всем этим ребенок овладевает более или менее успешно под воздействием культурной среды и целенаправленных усилий взрослых.

Если, с точки зрения некоторых западных психологических теорий, в игру ребенка лучше не вмешиваться, то, с точки зрения Запорожца и Венгера, вмешиваться надо обязательно. Это не значит, что взрослый должен «вламываться» в игру грубо и разрушительно. Но он может учить детей различным способам оперирования предметами, может привнести в игру ребенка элементы, делающие сюжет более насыщенным, а роли — более сложными.

Ведущей, направляющей роли взрослого в воспитательном процессе, Венгер отводил огромную роль. И такой взгляд на позицию и функции педагога и по сей день культивируется в садиках, работающих по его программе.

Еще одной специфической чертой педагогической системы Венгера является определяющая и направляющая роль психологической науки по отношению к действиям педагога.

Все шаги и действия тщательно просчитываются, выверяются и проверяются. И в этом смысле, несмотря на свой двадцатилетний стаж, программа «Развитие» продолжает жить в экспериментальном режиме.

Редакция благодарит за консультацию
заведующего лабораторией им. Л.А. Венгера,
доктора психологических наук
Николая ВЕРАКСУ.

 

Рейтинг@Mail.ru