Существенным новшеством, ожидающим
государственные дошкольные учреждения страны в
новом учебном году, станет включение детских
садов в эксперимент по переходу на новую систему
оплаты труда.
Правда, коснется это только тех регионов,
которые выиграли право на участие в Комплексном
проекте модернизации образования.
Переход на новую систему оплаты труда, как
выяснили экспертные проверки, оказался
невероятно трудным, и школы набили себе немало
шишек на этом пути. Детские сады тоже вряд ли
смогут избежать сложностей — несмотря на то, что
в более старшем звене уже накоплен некоторый
опыт. В том числе — и печальный.
В чем печаль и в чем возможные сложности?
Главной идеей реформаторов,
разрабатывающих принципы новой системы оплаты
труда, было уйти от уравниловки в оплате
педагогов разного уровня профессионализма. Если
педагог отличается высоким мастерством, а его
труд — особой результативностью, он должен
получать больше, чем его менее удачливые коллеги.
Не на 200, 300 или даже 500 рублей, а на порядок.
Все педагоги, условно говоря, должны поделиться
на три категории. Первая — это «звезды»,
получающие очень высокую зарплату. В школе она
может достигать 25–30 тысяч рублей. Вторая —
хорошие учителя, с устойчивым результатом
работы. Их зарплата колеблется в пределах 8–10
тысяч. И, наконец, те, кому еще предстоит серьезно
работать над своим профессиональным уровнем и
кто не может еще претендовать на высокую
зарплату. Их оклад не превышает 6–7 тысяч. Цифры
условные и приведены для примера.
Откуда они берутся? Фонд заработной
платы выделяется на образовательное учреждение
«мешочком», и его распределение идет внутри
коллектива.
Делится он на две части — базовую и
стимулирующую.
Статья опубликована при поддержке федеральной сети сервисных центров
«ЛемартАВТО». Установка и замена стёкол, оперативный ремонт, оригинальные и
неоригинальные автостёкла на территории всей России. Высококвалифицированные
специалисты, гарантия качества, современное оборудование, низкие цены. Узнать
подробную информацию о сервисах, адреса, контакты и цены Вы сможете на сайте,
который располагается по адресу: http://le-martavto.ru/.
Базовая зарплата каждого сотрудника
складывается из составляющих его образования,
стажа, категории и нагрузки. Сумма всех базовых
зарплат составляет примерно две трети от общего
фонда. Оставшаяся часть — стимулирующая. За счет
нее и формируется в основном финансовое
неравенство и распределение сотрудников по
нишам высокой, средней и низкой заработной платы.
Стимулирующую часть фонда заработной платы
нельзя распределять «поровну». Ее нельзя
распределять, руководствуясь принципом любви
начальства к подчиненному. Ее нельзя давать за
«хорошее поведение». Эти деньги распределяются в
соответствии с качеством работы каждого
педагога. И с этой точки зрения молодой
талантливый специалист может оказаться в группе
высокооплачиваемых наравне со «стажистами» или
даже «обогнав» их по своим показателям.
Решение о распределении стимулирующей
зарплаты принимается советом учреждения при
участии общественных организаций, имеющих
отношение к детскому саду на основе анализа
показателей качества работы. Распределение этой
части фонда может происходить раз в квартал, раз
в полгода или раз в год — как и ее начисление. Все
зависит от того, какую схему сочтет для себя
удобной педколлектив.
Серьезной проблемой, страстно и
болезненно обсуждаемой в экспериментальных
регионах, является проблема определения
критериев качества образования, на основе
которых педагогу может начисляться более
высокая и более низкая зарплата.
Кроме того, в дошкольных учреждениях,
безусловно, есть своя специфика, отличная от
школы. «Хороший» предметник работает в
нескольких классах, и повышение его зарплаты
может решить проблему утечки кадров.
В восьмигрупповом детском саду наличие трех
воспитателей с высокой зарплатой кадровой
проблемы не решит. А высокооплачиваемый педагог
без сменщика и помощника очень быстро
продемонстрирует снижение качества
образовательного процесса. И, к тому же, как
определять качество педагогического труда
воспитателя при сменной работе? По принципу «мы с
Тамарой ходим парой»? На все эти вопросы придется
искать ответы.
И найти их, видимо, невозможно, если
детские сады, кроме права на эксперименты с
зарплатами, не получат финансовой
самостоятельности.
Этот пункт в методических рекомендациях
Министерства образования и науки РФ по внедрению
новой системы оплаты труда выделен особой
строкой. Так что — «назад», к финансовой
самостоятельности!
В рекомендациях также даны формулы расчета
базовой и стимулирующей оплаты труда разным
категориям педагогических сотрудников в
зависимости от типов образовательных учреждений
и приведены критерии, которые министерство на
основе некоторых обобщенных данных по регионам
предлагает считать критериями качества работы
педагогов.
Однако напоминаем, что документ
носит рекомендательный характер, а не
характер закона, и разработан в рамках
эксперимента «Комплексный проект
модернизации образования РФ».
Это означает, что данные критерии, равно как и
подходы к начислению зарплат, могут стать
предметом широкой дискуссии и корректироваться.
В № 17/2008 мы начнем знакомить читателей с тем
видением проблемы качества образования, которое
представлено в рамках проекта «Разработка и
апробация моделей развития муниципальной и
региональной сети образовательных учреждений,
реализующих программы дошкольного образования.
Мы также будем рады познакомиться с
позициями представителей регионов по этому
вопросу — если эти позиции будут
аргументированны.
Мы долго ждали, чтобы государство проявило к
дошкольному образованию интерес и стало
рассматривать его как сферу приложения и
государственных ресурсов.
Регионы, включенные в КПМО, получили на
реализацию своих проектов серьезные деньги,
которые, в частности, они должны были пустить и на
повышение базовой оплаты труда педагогов. То
есть, худо-бедно, но участие в эксперименте, хоть
и непростое, должно было принести некоторые
позитивные изменения в жизнь учителя.
Не известно, осталось ли что-нибудь на
педагогов-дошкольников. Есть вероятность, что их
подтягивают к эксперименту, когда
дополнительные денежные лимиты уже исчерпаны.
Будем надеяться, что это не так, и некоторые
«новые» деньги в дошкольное образование со
стороны регионов придут.
Ждем ваших сообщений, вопросов и предложений.