Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества.
Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

18

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества.
Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

19

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 1.

20

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

21

Лекция № 5. Конструирование из бумаги.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

22

Лекция № 6. Конструирование из природного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений.
Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

24

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

 

Итоговая работа

Снежные скульптуры детского сада «Сказка», г. Когалым, Тюменская область

Снежные скульптуры детского сада «Сказка», г. Когалым, Тюменская область

Литература

1. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985.

2. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. М.: Просвещение, 1971.

3. Нечаева В.Г., Корзакова Е.Я. Строительные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1966.

4. Парамонова Л.А. Конструирование. // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Изд. дом «Карапуз», 1997.

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада

Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя как разный природный материал — песок, снег, шишки, желуди, кору, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солому, траву и др., так и другие материалы — бумагу, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п.

Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер.

Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка дети могут выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм и цвета большой «ковер» или целый город, в котором есть разные дома, улицы (по ним ездят машины), площадь с красивым фонтаном и т.п. (плоскостное конструирование).

Из влажного песка могут быть созданы объемные постройки: замки, мельница, крепость, ров с водой, река с мостом из бревнышек, по реке плавают суда, сделанные из пенопласта, коры, бумаги и т.п.

Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т.п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры — делают мебель, кукол, убранство для них и т.п.

Домик из бумажных пакетов. Детский сад № 494, г. Новосибирск

Домик из бумажных пакетов. Детский сад № 494, г. Новосибирск

Соорудив из картонных ящиков зоопарк, дети размещают в нем разных животных больших и маленьких размеров: метрового жирафа, двухметровых змею и крокодила и т.п. Тематика таких конструкций может быть различной: космодром (ракеты, луноходы, космонавты, роботы, неземные существа и др.), джунгли (деревья, лианы, болота, крокодилы, Маугли и др.) и др. Объемных животных можно получать следующим образом — взрослый, сложив ватман вдвое и вырезав контур животного, предлагает детям его раскрасить, а затем набить мятыми газетами, после чего вместе с детьми скрепляет контур степлером.

Собачка из ватмана. Детский сад № 306, г. Красноярск

Собачка из ватмана.
Детский сад № 306, г. Красноярск

Собачка из коробок. Детский сад «Солнышко», п. Онохой, Республика Бурятия

Собачка из коробок.
Детский сад «Солнышко»,
п. Онохой, Республика Бурятия

Для создания крупных объемных фигур на участке можно также использовать и большие камни, из которых вначале складывают конструкцию (крокодил, змея, ящерица и т.п.), а затем полученная конфигурация разрисовывается красками. Такие каменные фигуры в специально выбранном месте участка (среди кустов, в траве, на песке, рядом с клумбой цветов и т.п.) служат хорошим украшением.

Зоопарк из камней. Детский сад «Чебурашка», с. Знаменки, Алтайский край

Зоопарк из камней. Детский сад «Чебурашка», с. Знаменки, Алтайский край

Конструирование на участке может продолжаться в течение нескольких недель. Дети постоянно совершенствуют уже сделанные поделки и добавляют новые в соответствии с разыгрыванием разных сюжетов, включающих выполненные детьми конструкции. Фон, на котором располагаются поделки (трава, песок, земля, деревянные доски и др.), усиливает общую идею, заложенную в коллективную многообразную композицию.

Тема композиций диктуется часто замыслом игры. Например, для магазина дети сооружают прилавок, весы; делают конфеты, упаковывая их в коробочки, разные овощи и фрукты и т.п.; для путешествия в Африку — джунгли, диких животных, оружие (стрелы, ружья), бинокли, маски от москитов и т.п. Задача педагога — подхватить общую детскую идею и помочь советом, а иногда и практически в целях ее реализации.

Важно создать условия для сохранения детских конструкций, а также для сбора и хранения необходимого материала на верандах.

Однако когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать, пришедшее в негодность отнести в мусорный ящик, а то, что еще может пригодиться (коряги, доски и др.), убрать. Сам акт такой уборки способствует не только поддержанию порядка на участке, но и проявлению уважения к детской деятельности, ее результатам.

Зимой дети с удовольствием конструируют из снега (конечно, в тех регионах, где снег выпадает в изобилии). Они создают конструкции как утилитарного, так и художественного характера.

Дети сооружают крепости, лабиринты, снежные горки и катаются с них на санках, лыжах; лепят снежки для игр. Традиционным зимним занятием является лепка снежной бабы с красным носом и метлой.

Дети вместе с воспитателем могут создавать и разные фигуры: животных, Снежную королеву, Бабу Ягу и других сказочных персонажей. Для этого из мягкого, хорошо поддающегося лепке снега вначале лепят большие глыбы, а затем лопаткой (путем убирания лишнего) создают ту или другую фигуру или снежные «кирпичи» для строительства замков, крепостей, домов и т.п. Фигуры, замки можно делать и цветными, заливая их подкрашенной водой.

В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды: снег пушистый и искристый при сильном морозе; мягкий и липкий, когда мороза нет или он совсем небольшой; вода на морозе замерзает, превращается в лед; облитая водой снежная скульптура становится ледяной.

Паровозик из снега. Детский сад № 47, г. Александров, Владимирская область

Паровозик из снега. Детский сад № 47, г. Александров, Владимирская область

Для успешной и интересной деятельности на участке детского сада необходимо активное участие творческих взрослых. Как показывает зарубежный опыт, этому способствует создание творческих мастерских для взрослых и детей.

Так, например, в Берлине в педагогическом университете «Дом Ф.Фребеля» студенты, будущие педагоги, имеют прекрасную возможность приобщиться к художественному творчеству. В хорошо оснащенной мастерской — с большими столами, подиумами разной высоты, манекенами, разными материалами (бумагой, красками, клеем, цветными бусинками, бисером, пуговицами и т.п.) и современными техническими средствами (клеевыми пистолетами, молотками, электродрелью и т.п.) — студенты под руководством художника-дизайнера овладевают разной техникой. Они создают маски и костюмы для карнавала и организуют его на площадях города; конструируют разные действующие светильники, делают оригинальные панно для украшения помещений университета и многое другое; работают с детьми в городском Доме творчества, принося туда свои уже готовые работы и делая новые. В Дом творчества приходят дети группами вместе с воспитателями и учителями.

В таком же направлении работают и в Финляндии, только в более широком контексте. Опишем несколько подробнее основные моменты работы, организованной художником А.Райхштейном в Центре детской культуры «Войпаала», который расположен в старинном поместье.

Круглый год в главном доме усадьбы организуют выставки произведений, созданных учащимися художественных школ, студентами-педагогами и художниками для детей. С мая по август устраивают специальные «мастерские» для детей, а в течение всего года — для педагогов по разным видам детской деятельности.

А.Райхштейн в мае каждого года проводит мастерские с участием взрослых и детей. Одна из таких мастерских была посвящена конструированию необычных животных из старых сломанных механизмов и предметов домашней обстановки. Студенты Института промышленных искусств в городе Хельсинки под руководством художника А.Райхштейна сконструировали множество необычных животных: бегемот-батут из старого дивана, утка из сумки и ботинка, лев из скамейки и дамской сумки, дракон из кровати, чемодана, посудных полок и ласт и др. А далее всех животных повезли в Войпаалу и разместили в главном доме усадьбы. У входа расположили динозавра, сделанного из водосточной трубы, бака и ковша, и гиппопотама — из ванны, чайника, коньков и ведра. Дети могли свободно залезать на сконструированные объекты и вовнутрь, что они и делали с большим удовольствием.

А далее дети вместе со взрослыми на огромной поляне конструировали из разных старых вещей, имеющихся у них под руками, новых необычных животных. Одни группы детей начинали, другие — продолжали, вкладывая свое видение и используя свои возможности. В результате многодневной работы большого количества разных групп детей и взрослых на поляне появились: летающий слон, ягуар, крокодилы, огромный ящер (из ржавого плуга, вентилятора и зонтика), гигантская лягушка (перекрашенный мусорный бак) и т.п.

На следующий год студенты вместе с художником построили большую машину — что-то вроде «вездехода-всюдулёта» — с пропеллером из лыж, приводившимся в движение старой швейной машинкой, с разными выдвигающимися и вращающимися частями. А приезжающие сюда дети с педагогами не только с удовольствием наблюдали работу этого необычного вездехода, но и практически изменяли его, добавляя кое-какие детали. В результате дети стали охотно развивать заданную в конструкции тему. Они строили самолеты, автомобили, танки, луноходы и т.п., старались сделать их работающими. Но такая тематика представляла больший интерес для мальчиков. А девочки сооружали кибитки, вагоны и занимались их благоустройством и украшением.

Проект следующего года объединял в себе архитектурное строительство, дизайн интерьеров, конструирование механизмов, моделирование людей и животных. Строился большой город с обитателями на большом пустынном дворе. Начало было положено взрослыми: собрали много старой мебели и мелкой утвари, сделали из песка две пересекающиеся магистрали. А далее дети вместе со взрослыми разработали план города и начали его застройку. Строили жилые дома, создавали внутренние интерьеры, административные здания и в соответствии с их функциональным назначением обустраивали помещения; придумывали название городу («Город бабочек»), улицам, площадям. В этом проекте было задействовано несколько сотен детей.

Очередной проект был посвящен созданию вещей, масок и одежды из природных и искусственных материалов. Дети и взрослые создавали свои произведения из перчаток, колготок, пакетов и других материалов, а потом прямо тут же, на естественной театральной сцене — на лужайке, на склоне холма, в лесу — разыгрывали придуманные ими сценки. Сюжеты и образы рождались с опорой на литературный опыт, на специфику материала и природного окружения.

Куклы из природного и искусственного материала. Детский сад № 55 «Радость», г. Лесосибирск, Красноярский край

Куклы из природного и искусственного материала. Детский сад № 55 «Радость», г. Лесосибирск, Красноярский край

Как можно заметить, такие необычные конструкции создаются теми же способами, что описанные нами ранее: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов (и как основы, и как детали), наделение одних и тех же предметов разными смыслами (диван — мебель; диван — туловище слона) и т.п.

Однако выход за пределы помещения, крупномасштабное и крупногабаритное конструирование из самого различного материала, в том числе и вещей, выполнявших до этого определенные функции, — особое творческое освоение пространства. Дети имеют возможность использовать имеющийся у них опыт создания малого пространства путем его включения в большое; этому способствует и деятельность взрослых.

Мифологический конструктор. На выставке А.Райхштейна в Петербурге

Мифологический конструктор. На выставке А.Райхштейна в Петербурге ч

Объединение индивидуальных усилий каждого участника позволяет получить нестандартные конструкции (по размерам, функциональности, тематике и т.п.), имеющие огромную силу воздействия как на детей, так и на взрослых.

Такие мастерские, осуществляющие достаточно длительные по времени проекты, являются особой, отличной от традиционных, формой приобретения взрослыми участниками конструкторско-художественного опыта и способов взаимодействия как с детьми, так и между собой. Художник при этом только организатор: он предлагает тему, необычные материалы, иногда подсказывает идеи и активно сотрудничает со всеми как на этапе создания оригинальных образов, конструкций, так и на этапе их включения в более широкий контекст деятельности — игру, разыгрывание сюжетов сказок, фильмов и т.п.

Несомненно, что каждая страна имеет свои традиции проведения с детьми такого рода работы за пределами образовательного учреждения. Однако и в нашей стране в настоящее время можно было бы организовывать широкомасштабную моделирующе-конструкторскую деятельность с использованием разных материалов на участке детского сада и за его пределами. С этой целью можно объединить усилия нескольких учреждений. Такое взросло-детское сотрудничество вместе с другими педагогами и родителями могли бы организовать так называемые «предметники», работающие почти в каждом учреждении (художники изостудий, актеры, спортсмены, музыкальные работники и др.). Причем дети, у которых в результате целенаправленного обучения сформировано конструирование как универсальная умственная способность к творческому построению собственной деятельности, готовы к такому типу сотворчества. Взрослым же предстоит над собой поработать! Им необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат, но и процесс творчества.

Вопросы и задания

1. Есть ли у вас опыт совместного конструирования с детьми на участке детского сада? Опишите его. Приложите описание к итоговой работе. Оно будет учитываться при подведении итогов вашего обучения. Наличие фотографий приветствуется.


Итоговая работа по курсу «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Вам необходимо выполнить итоговую работу и выслать ее до 28 февраля 2009 г. по адресу: ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165, Педагогический университет «Первое сентября». К выполненной работе необходимо приложить справку (Акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении. Бланк справки высылается каждому слушателю по почте.

В качестве итоговой работы можно представить (на выбор):

1) три конспекта блока реально проведенных занятий по конструированию;
2) сценарий уличного праздника, в который включены элементы конструирования;
3) описание деятельности педагогов и родителей по созданию в группе образовательной среды для творческого конструирования (с характеристикой наборов самодельных и покупных материалов).

Наличие фотографий, схем и описаний пособий и декораций приветствуется.

Рейтинг@Mail.ru