Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2009
Марина Рунова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФИРО Минобрнауки РФ.
Ее разработки, основанные на научных исследованиях, помогут работникам дошкольных учреждений грамотно подобрать физкультурное оборудование и оснастить залы для занятий с малышами.

Будь здоров, расти большой!

Фото из архива детского сада № 103, г. Екатеринбург

Фото из архива детского сада № 103, г. Екатеринбург

Влияние физкультурного оборудования на всестороннее развитие детей

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Развитие двигательной сферы старших дошкольников связано с выбором определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых физкультурных пособий.

Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей.

Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т.д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т.д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (прыжки на батуте, через скакалку, лазание по канату и т.д.).

Во время занятий с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

Езда на велосипеде, катание на роликах, коньках стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.

Использование физкультурных пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Дети, проявляя свою двигательную активность во время занятий по физической культуре, действуют в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке или в близлежащем лесу, предоставляют детям широкое поле деятельности, где они много двигаются на беговых дорожках, прыжковых зонах, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне. Однако пространство для двигательной активности детей во время занятий, проводимых в физкультурном зале, более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений (физкультурных и тренажерных залов, бассейнов).

В любом из перечисленных условий ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время, он познает все это в процессе двигательной активности на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

Посредством активных движений, выполняемых детьми с разными пособиями, происходит разностороннее познание пространственно-временных отношений предметного окружения. Физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), а также — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).

Во время обучения детей элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием, важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, М.А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

Фото из архива детского сада № 2311, Москва

Фото из архива детского сада № 2311, Москва

Первая младшая группа

Перечень физкультурного оборудования для первой младшей группы

Тип оборудования

Основной набор

Размеры, масса

Кол-во на группу

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

Бревно с плоской поверхностью

Длина 150–200 см
Ширина 15–20 см

1

 

Валик мягкий

Длина 150 см
Диаметр 20–25 см

1

 

Валик мягкий укороченный

Скамейка гимнастическая

Длина 30 см
Диаметр 30 см

Длина 150–200 см
Ширина 35 см
Высота 15 см

2

 

Горка детская

 

1

 

Доска гладкая

Длина 150 см
Ширина 20 см
Высота 3 см

1

 

Доска с ребристой поверхностью

Длина 150 см
Ширина 20 см
Высота 3 см

1

 

Кольцо резиновое

Диаметр 18, 20 см

10

 

Куб деревянный большой

Ребро 40 см

5

 

Куб деревянный малый

Ребро 15, 20, 30 см

5

 

Коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия)

180 х 40 см

5

 

Мяч прыгающий — стульчик

Диаметр 45 см

5

 

Шнур длинный

Длина 100–150 см

1

Оборудование для прыжков

Мат гимнастический

Длина 100 см
Ширина 80 см
Высота 7 см

1

 

Мини-мат

Длина 60 см
Ширина 60 см
Высота 7 см

10

 

Обруч плоский (цветной)

Диаметр 35, 40, 50 см

по 5

 

Палка гимнастическая длинная

Длина 150 см
Сечение 3 см

2

 

Шнур короткий плетеный

Длина 75 см

5

Оборудование для катания, бросания, ловли

Валик гимнастический длинный

Длина 150 см
Диаметр 30 см

1

 

Корзина для метания мячей

 

1

 

Мяч массажный

Диаметр 10 см

10

 

Мяч резиновый

Диаметр 10, 12, 15 см

10

 

Мяч-шар надувной

Диаметр 40 см

4

 

Обруч малый

Диаметр 54–65 см

10

 

Шарик пластмассовый

Диаметр 4 см

10

Оборудование для ползания и лазания

Бум напольный

Длина 200 см

Высота 20–25 см

1

 

Лесенка-стремянка двухпролетная

Высота 103 см
Ширина 80–85 см

1

 

Лабиринт (3–6 секций)

 

1

 

Лестница гимнастическая

Высота 150 см
Ширина 60 см

1

 

Ящики для влезания (складирующиеся один в другой)

Длина 50, 47, 44 см
Ширина 50, 47, 44 см
Высота 20, 15, 10 см

1 комплект

Оборудование для упражнений общеразвивающего воздействия

Мяч массажный

Диаметр 6–8 см

10

 

Мяч резиновый

Диаметр 10–15 см,
20–25 см

10

 

Обруч плоский

Диаметр 20–25 см

10

 

Палка гимнастическая короткая

Длина 60, 75, 80 см

10

 

Колечко с лентой

Диаметр 5 см

10

 

Кольцо резиновое

Диаметр 5–6, 18 см

по 10

Вторая младшая группа

Перечень физкультурного оборудования для второй младшей группы

Тип оборудования

Основной набор

Размеры, масса

Кол-во на группу

Оборудование для ходьбы, бега и равновесия

Модуль «Змейка»

Бум напольный

Скамейка гимнастическая

Длина 100 см
Высота 15 см
Длина 200 см
Высота 20 см
Длина 200 см
Ширина 20 см
Высота 20 см

1

 

Валик мягкий

Длина 150 см
Диаметр 20 см

1

 

Доска гладкая с зацепами

Длина 250 см
Ширина 20 см
Высота 3 см

1

 

Дорожка ребристая с поручнями

 

1

 

Доска с ребристой поверхностью

Длина 200 см
Ширина 20 см
Высота 4 см

1

     

2

 

Коврик, дорожка массажные, со следочками

 

4

 

Кольцо мягкое

Диаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр отверстия 60 см

1

 

Куб деревянный

Ребро 20 см

10

 

Обруч большой

Диаметр 95–100 см

3

     

1

 

Шнур длинный

Длина 150 см

1

Оборудование для прыжков

Мат гимнастический

Длина 100 см
Ширина 80 см
Высота 7 см

1

 

Бум напольный

Длина 200 см
Высота 20–25 см

1

 

Кольцо мягкое

Диаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр отверстия 60 см

1

 

Куб деревянный

Ребро 20 см

5

 

Мяч-попрыгунчик

Диаметр 50 см

2

 

Палка гимнастическая длинная

Длина 250 см
Диаметр 3 см

2

 

Скакалка длинная

Длина 300 см

1

 

Обруч малый

Диаметр 50–55 см

10

 

Шнур короткий

Длина 75 см

5

Оборудование для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

 

1

 

Мешочек с грузом малый

Масса 150–200 г

2

 

Мяч резиновый

Диаметр 10 см

10

 

Шар цветной (фибропластиковый)

Диаметр 20–25 см

5

Оборудование для ползания и лазания

Лестница гимнастическая 3–5 пролетов

Дуга

Высота 250 см
Ширина 62 см
Ширина 50 см
Высота 50 см

2

 

Доска гладкая с зацепами

Длина 250 см
Ширина 20 см
Высота 30 см

1

 

Лабиринт игровой

 

1

     

1

 

Полукольцо

Диаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр 5–6 см

1

Оборудование для упражнений общеразвивающего воздействия

Колечко резиновое

Диаметр 5–6 см

10

 

Лента цветная (короткая)

Длина 50 см

10

 

Мяч массажный

Диаметр 8–10 см

10

 

Обруч плоский

Диаметр 40 см

10

 

Палка гимнастическая короткая

Длина 75–80 см

10

 

Флажок

 

10

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru