Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2009

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у детейдошкольников. Теоретические основы курса.

18

Лекция № 2. Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология.
Контрольная работа № 1.

19

Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий».

20

Лекция № 4. Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.

21

Лекция № 5. «Власть и месть» как мотивы: описание поведения, техники экстренного педагогического вмешательства и принципы профилактики.

22

Лекция № 6. «Избегание неудачи»: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики.
Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.

24

Лекция № 8. Как помочь детям и родителям вносить свой собственный вклад в общую деятельность. Способы привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений самости.

Итоговая работа

Фото Галины Соловьевой

Фото Галины Соловьевой

Список литературы

1. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек (практическое руководство для педагога и школьного психолога). М., 1996.

2. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (практическое руководство для школьного психолога). М., 1997.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000.

4. Albert L. Cooperative Discipline. Minnesota? American Guidance Service, 1990.

5. Gordon Th. Systematic Training for Effective Teaching. N.Y., 1975.

6. Social and Emotion Education. Madrid, Spain, 2008.

Введение

На прошлых лекциях мы говорили о детях дошкольного возраста с различными особенностями характера, требующими от воспитателя не только поддержки и внимания, но и твердости. Дети эти отличались определенной демонстративностью поведения, зависели от зрителей, многое делали нарочито, провокационно. Теперь вы уже знаете, как строить взаимодействие с этими детьми, как может проявляться стратегия «твердости без агрессии». Вы наверняка также заметили, что у многих ребят привлекающее внимание, властолюбивое или мстительное поведение сочетается с иным типом поведения. Если ребенок подозревает, что при выполнении какого-то задания (не важно, при подготовке к школе или во время игры) его ждет неудача, он пытается уклониться от нее, в том числе отвлекая внимание взрослых своим «плохим» поведением. То есть все описанные выше типы поведения иногда становятся лишь прикрытием страха неудачи. Страх неудачи может стать основным мотивом поведения ребенка и в том случае, если он не нарушает правил, никому не мешает и как раз изо всех сил старается не привлекать к себе внимания. Итак, к известным нам ранее мотивам ПВ (привлечение внимания), В (власть), М (месть) добавился мотив ИН (избегание неудачи). Причем он может быть единственным мотивом, который будет определять поведение ребенка, но может сочетаться с любым из трех других: ПВ+ИН, В+ИН, М+ИН. В основе такого поведения лежит страх показаться другим с неуспешной стороны, выглядеть глупо, провалиться и заслужить отрицательную оценку, порицание. Поскольку процессы внешних оценок и их внутренней «переработки» мы рассматривали в первой лекции, не будем здесь останавливаться на них подробнее. Отметим только, что, несмотря на непохожесть поведения четвертого типа на первые три, оно также является «плохим», потому что характеризует искривление личности; закрепляясь, такое поведение делает личность все более и более неприспособленной к активной жизни. И это поведение, как и предыдущие три, относится к проблемам самости — ведь показаться людям, рискуя не понравиться, это именно та проблема, которую решает человек по мере укрепления своего Я.

Как ведет себя ребенок, который очень боится ошибки и хочет избежать неудачи? Чаще всего это ребенок, который действует по принципу «Даже пробовать не буду, все равно ничего не получится». И он не пробует. На занятиях, в играх такие дети могут стоять в стороне или принимать очень формальное, пассивное участие, выполнять задание медленно или даже не приступить к его выполнению. Такой ребенок может быть расстроенным или испуганным, но чаще всего он просто ничего не начинает делать, молчит, и кажется, что он почти безэмоционален. Или, отвлекая внимание педагога, он устраивает истерику, непростительную «выходку». И, как правило, после этого получает статус хулигана. Но не глупца! А вы, дорогие коллеги, если вам доведется выбирать между «прослыть хулиганом» или «прослыть тупицей (рохлей, тормозом, идиотом и т.д.)», что бы предпочли: первое или второе? Вот и дети тоже хотят сохранить достоинство, как могут, в данном случае — явно неподходящими способами. Но пытаются его сохранить! Это значит, оно уже чувствуется, оно есть, а ведь именно его формированием мы и занимаемся, выстраивая систему конструктивного взаимодействия. Вопрос лишь в том, как справиться с самой сложной для воспитателя проблемой — развитием мотивации к преодолению трудностей, как помочь детям преодолеть страх перед неудачей? Ясно одно — твердость здесь сама по себе не поможет, эти дети и так запуганы, поэтому нужно искать что-то другое. Обо всем, что касается детей с мотивом «Избегание неудачи», вы узнаете из этой лекции.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто. Вот типичные примеры этих «тихих саботажников».

Света не лепит из пластилина вместе со всеми. Она просто сидит и смотрит в окно. Она даже не попробовала начать, поэтому ей невозможно помочь и подсказать что-то. Если ее спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Света скорее всего, избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под стол.
Воспитатели недоумевают: Света никогда не отвечает на вопросы на занятиях. Она не хочет прочитать стих на празднике, не рисует и не лепит. Молчит на занятиях по пению и на всех остальных тоже. И хотя данные психологического обследования говорят, что у нее нормальный и даже выше среднего уровень интеллектуального развития, это никак невозможно увидеть. Воспитатели и педагоги иногда пытаются помочь Свете, но в группе, кроме Светы, еще много и других детей, шумных и беспокойных, и, кроме того, нужно вести занятия, а Света не мешает, ее можно иногда и не заметить, и кажется, что именно об этом она и мечтает.

Дети вроде Светы приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель — привлечение внимания, власть или месть. Они не нарушают правил и требований. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с воспитателями и сверстниками. Они обычно остаются в изоляции в группе, равно как и на прогулке, и на занятиях, и в игре.

Не следует путать особый тип детей, подобных Свете, с теми детьми, которые временно в качестве защиты выбирают избегание, чтобы разобраться в своей неудаче или перегруппировать силы. Избегание становится проблемой, когда ребенок постоянно использует этот способ защиты в течение определенного периода времени, причем это явно не способствует его социальному и личностному развитию.

Активная форма

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для воспитателя заключается не в том, что ребенок делает, а скорее в том, чего он не делает.

Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: дети 5–6 лет кричат, плачут и брыкаются, иногда хлопают дверью и убегают из помещения или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков различны. Раньше мы рассмотрели приступы гнева, которые призваны заставить воспитателя признать силу и власть ребенка. Напротив, приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Дети с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез, — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма

Откладывание на потом

Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» — вот их кредо. Все мы время от времени тоже используем это оправдание. Дети, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, плохо прочитав стишок, ребенок говорит: «Если бы я учил его не пять минут, я бы прочитал лучше». Что кроется за этими рассуждениями? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ребенок и могу все делать так же хорошо, как другие, если захочу работать усерднее». Но если он на самом деле учил стихотворение гораздо дольше, а чтение его все равно не понравилось? Когда же подобный опыт у него повторится несколько раз, он может уже побояться рисковать и усердствовать вновь. Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

Недоведение до конца

Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку. Не так ли? «Этот рисунок еще не окончен, не надо смотреть!», «Я завтра доделаю это!». Что стоит за таким стилем?

Одна воспитательница рассказывает: «Я всегда смеюсь, вспоминая, как я в молодости решала проблему своего гардероба. Мой платяной шкаф был наполнен наполовину сшитыми платьями и блузками. Я не была слишком способной портнихой, но верила, что женщина со вкусом не должна тратить деньги на одежду из магазинов. Я говорила себе: «На самом деле у меня все в порядке с этим. И когда я закончу эти вещи, это все увидят». Но ничего из начатого никогда не заканчивалось. Теперь я понимаю, если бы я закончила свое шитье, мне пришлось бы слишком явно увидеть свою полную несостоятельность. Но... неоконченные работы позволяли мне сохранять внутреннее убеждение в своей компетентности».

Временная потеря способности выполнить необходимое действие

Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ребенок умеет читать и неплохо рисует, но совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — все, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда спортивные занятия заканчиваются. То же бывает и с танцами, пением или, наоборот, с математикой и чтением.

Оправдание официальными медицинскими диагнозами

Любые официальные медицинские диагнозы (хронические болезни, дефекты органов чувств и др.) — отличная защита от ощущения себя несостоятельным, особенно если лечение сопровождается лекарственной терапией. Все это прекрасное оправдание для избегания попыток делать что-то.

Лучшие специалисты-диагносты не могут отличить реальный дефект от кажущегося. Это не симуляция, а бессознательная защита, в которую верят сами пациенты. Даже объективная проверка часто не позволяет воспитателю точно утверждать: ребенок не может или ребенок не хочет. Более того, такие дети сами не знают этого. Часто бывает так, что, имея небольшой дефект, ребенок использует его, раздувая до огромных размеров. Стараясь выглядеть более несостоятельным, чем он есть на самом деле, он может убедить в этом воспитателя и избежать неудачи.

Некоторые дети все-таки нуждаются в специальной помощи в обучении. Диагнозы усиливают их уверенность в своей несостоятельности. Поэтому, какие бы методики и специально адаптированные для них способы обучения ни подбирались, они должны слышать от вас: «Ты можешь!», «У тебя получается!». Когда они ощущают постоянную поддержку, их самоуважение растет и исчезает потребность в защитном поведении, направленном на избегание неудачи. Вместе с этим часто резко уменьшается несостоятельность вследствие органических нарушений.

Реакция воспитателя, сталкивающегося с подобным поведением

Когда воспитатель сталкивается с поведением, цель которого — избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать:

  • свои эмоции;

  • свои непосредственные побуждения, импульсы.

Первый существенный признак — возникающие эмоции. Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на избегание неудачи, воспитатель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из сочувствия ребенку и спонтанного импульса помочь ему преодолеть неумение. Но помощь в счете или лепке ни к чему не приводит. Он не пытается попробовать еще разок! Тогда воспитатель чувствует свою беспомощность, потому что кажется — невозможно помочь такому ребенку, и это грустно, и воспитатель чувствует поражение, ибо его попытки методически помочь проваливаются.

Поскольку поведение избегающего неудачи ребенка не взбудораживает группу и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения.

Второй существенный признак — импульсивное действие, которое хочется сделать немедленно, столкнувшись с таким поведением. Первый импульс, как мы сказали выше, — оказать дополнительную методическую помощь, но когда он оказывается неуспешным, появляется иное желание — оправдать и объяснить неудачу особенностями самого ребенка: его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Либо другой импульс — оставить ребенка в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Реакции ребенка на вмешательство воспитателя

Дети на вмешательство воспитателя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут соответствовать ожиданиям, успевать, как все, они ожидают от нас, учителей, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие дети даже не пытаются выполнить наши требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Природа поведения, направленного на избегание неудачи

Отношения по типу «красного карандаша»

Стиль «красного карандаша» означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка, не обращая внимания на его удачи и достижения. Такой стиль бесполезен, потому что дети сами прекрасно знают, что делают ошибки, и знают даже, сколько ошибок они сделали в том или ином случае. Неудивительно, что некоторые дети решают просто не выполнять работу. Существует широко распространенное заблуждение, что если указать ребенку на его ошибки, у него возникнет мотивация не повторить их. На самом деле (и это доказано современной психологией) происходит обратное. Чтобы у детей появился мотив изменить свое ошибочное поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается в этой области.

Неоправданно высокие ожидания

Когда родители или воспитатели необоснованно требовательны к ребенку, ожидают успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи. Дети, осознавшие, что они не могут достичь поставленной перед ними цели, просто перестают пытаться. Они ведь не могут дать оценку самим целям, обосновать их завышенный характер, объяснить взрослым, что те плохо соотносятся с реальностью. Дети просто перестают напрягаться. Им удобнее слыть ленивыми, «пофигистами» — ведь они не делают попыток, — чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников», пытаясь работать и не достигая желаемого. Они видят сверстников, братьев и сестер, которые легко достигают успеха, и, сравнивая себя с ними, они прекращают прикладывать усилия. Мы говорим им, что попытки в будущем могут стать более успешными, но они верят лишь тому, что просто пытаться — недостаточно, нужен результат, непременно результат, как им внушали взрослые. Прекращение попыток для их Я менее болезненно, чем разочарование в результате, достигнутом с большим трудом.

Перфекционизм (требование от себя совершенства)

Такие дети не могут согласиться с тем, что ошибка — это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Как жаль, что так много ярких, способных детей не пытаются, не пробуют себя в чем-то новом, так как верят, что для них подходит лишь отличный результат. Там, где такой высокий результат сразу не гарантирован, им делать нечего.

Упор на соревнование

Упор на соревнование — вот еще одна причина избегающего неудачи поведения. Если вы ставите каждого ребенка перед выбором: быть ли ему победителем или проигравшим, то очевидно, что некоторые из них выберут — не играть вообще. Некоторые педагоги в ходе обучения своему предмету очень любят устраивать соревнования. Они уверены, что мотивация достижения заставит ребенка усерднее трудиться и поможет ему не проигрывать в жизненных ситуациях в будущем. Такие педагоги часто упрямо не хотят понять важное отличие их интеллектуального соревнования (или соревнования в пении, спорте, рисовании) от того, в которое человек вступает, войдя во взрослую жизнь. Когда человек соревнуется на рабочем месте, «делает карьеру», он соревнуется с другими людьми в той области, которую он сам выбрал, которая для него значима и в которой он чувствует себя компетентным. Если мы пишем эти лекции, готовим их к изданию в газете «Первое сентября», то очевидно, что мы рассчитываем с помощью своих способностей, знаний и опыта создать текст, который получит высокую оценку, и хотим в чем-то быть лучше других авторов. Но мы вряд ли станем принимать участие в конкурсе фигуристов или портных.

Дети, к несчастью, не могут выбирать. Целыми днями у неумелого воспитателя они подвергаются сравнению с другими детьми по способностям в математике, чтении, рисовании, пении. И никто не дает им права сказать: «Я знаю свои возможности в пении и свое отношение к нему, поэтому не хочу даже начинать соревнование по этому предмету». Нет, их заставляют для их же пользы. В итоге — поведение отступающее, «саботирующее» — они «уходят в себя» и прекращают всякие попытки хотя бы чуть-чуть улучшить свой собственный результат.

Сильные стороны поведения, направленного на избегание неудачи

Для детей-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», — считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.

У другой же, большей части детей в поведении мы не можем отыскать никаких сильных сторон. Они просто не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов. Таким детям нужна немедленная специфическая помощь.

Принципы профилактики

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

1. Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Активная форма

Вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма

Откладывание на потом.

 

Недоведение до конца.

Временная неспособность.

Официальные диагнозы.

Реакция воспитателя

Чувство профессиональной беспомощности.

Импульс: оправдаться и объяснить поведение ребенка (с помощью специалиста).

Ответная реакция

ребенка

Стиль ответа: зависимость.

Действия: продолжает ничего не делать.

Происхождение

поведения

Отношение по типу «красного карандаша».

Необоснованные ожидания родителей и воспитателей.

Вера ребенка, что ему подходит только перфекционизм.

Упор на соревнование в группе.

Сильные стороны поведения

Дети хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства детей сильных сторон нет.

Принципы профилактики

Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими людьми.

Меры экстренного воспитательного воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи

Мы уже отмечали, что воспитатель часто вообще не замечает детей с поведением, направленным на избегание неудачи, так как они фактически не мешают проводить занятия: не заводят остальных детей в группе, не обращают на себя внимания, не шумят и не перебивают. Они вообще «не»: ничего не делают и надеются, что мы этого не замечаем. Из того, что мы знаем о природе избегающего поведения, однако, понятно, что базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом — они не ощущают свою принадлежность к происходящему в детской группе, то есть:

  • не чувствуют, что они состоятельны в познавательной деятельности,

  • не чувствуют себя нужными — несостоятельны в совместной деятельности,

  • не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Наш первый шаг — помочь им осознать себя состоятельными в тех видах деятельности, которыми они занимаются в детском саду: подготовка к школе, игра, занятия рисованием, лепкой и пр.

Техники педагогического воздействия, которые помогают дошкольникам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы в восемь групп:

1) изменение методов объяснения учебного материала,

2) коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному,

3) введение дополнительных методов обучения,

4) обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают,

5) формирование отношения к ошибке как к нормальному и нужному явлению,

6) формирование у ребят веры в успех,

7) концентрация внимания детей на уже достигнутых в прошлом успехах,

8) помощь детям в «материализации» своих достижений.

Первые четыре техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние — универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.

Изменение методов объяснения учебного материала

Еще в начале прошлого века Мария Монтессори обратила внимание на тот факт, что неуспевающие дети отличаются от своих успешных сверстников именно тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если тот материал, на котором учат, удовлетворяет следующим требованиям:

а) Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы.

б) Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.

в) Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки — простительное и нормальное явление при обучении новому, особенно когда материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали.

г) Возможность повторного использования. Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения (например, пластилин снова превращается в шар, разминается, и все можно начинать заново, то же сегодня можно сказать о компьютерных играх, достаточно просто перезагрузиться).

Принципы отбора учебного материала М.Монтессори актуальны и сегодня. Особенно если они воплощены в компьютерных программах. Конечно, компьютерные программы не позволяют пощупать материал, но они привлекательны, понятны, позволяют осуществить самоконтроль и повторно использовать навык. Поэтому дети, которые не хотят даже взять в руки ручку, могут охотно сидеть за компьютером и учиться сложению или алфавиту.

Компьютер, конечно, не может заменить вас, но если не усвоены базовые знания и навыки, лучше пусть юный ребенок доверит процесс «выравнивания», «подтягивания» не вам, а компьютеру.

Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному

Детей, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

Введение дополнительных методов обучения

Для этого:

  • готовьте специальные программы для обучения отстающих, иные, чем для всех остальных детей,

  • установите причины отставания с помощью специальной диагностики: уровень интеллектуального развития ребенка может соответствовать возрасту, а может и не соответствовать,

  • разрешайте и поддерживайте работу в парах: ребенок, который уже освоил навык, может помочь тому, кто пока еще тренируется, такое репетиторство — очень хороший способ воспитания обоих ребят — и «сильного», и «слабого»,

  • побеседуйте с родителями такого неуспевающего ребенка — может быть, им имеет смысл обратиться за помощью к специалистам, показать его логопедам или дефектологам (иногда причиной неуспешности могут стать заболевания органов слуха и зрения).

Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ребенку изменить внутреннюю речь: «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается».

Можно повесить в комнате для занятий перед глазами ребят плакат с такими девизами (конечно, если они уже могут читать):

«Я смогу это!»;

«Пробуй — и получится!»;

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»;

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей несостоятельности в рисовании или пении, или в другой деятельности, вслух скажите о его способностях или его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает детям обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу дети чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но... «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики воспитателя должны быть предельно конкретными.

В голове избегающего неуспеха ребенка как будто звучит заезженная пластинка. Как только он получает задание, она автоматически включается: «Ты не сможешь, ничего не получится», — твердит она. Чтобы «сменить пластинку», попросите ребенка тихонько повторить следующие две фразы: «Я могу нарисовать (решить, прочитать) это», «Я достаточно умен, чтобы справиться».

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Если он уже умеет читать, положите карточку с текстом заклинания ему на стол вместе с заданием.

Следующие техники, как было сказано выше, полезны всем дошкольникам, но особенно тем, кто опасается неудач. Подробнее об этих стратегиях — в следующей лекции.

Формирование отношения к ошибке как к нормальному и нужному явлению

Страх совершить ошибку — вот что «заталкивает» детей в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

  • рассказывайте о возможных, типичных ошибках;

  • показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание (отрицательный результат — тоже результат);

  • минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Помогайте детям поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только выполнить задание, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

  • замечайте любые улучшения;

  • объявляйте о любом вкладе воспитанника в общую групповую деятельность;

  • раскрывайте сильные стороны каждого ребенка;

  • демонстрируйте веру в детей;

  • признавайте трудность ваших заданий;

  • устанавливайте ограничения во времени на задания (это неожиданный прием, но очень эффективный).

Теперь о каждом из этих приемов поговорим подробнее.

Концентрация внимания детей на прошлых успехах

Каждый ребенок имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у детей, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

  • анализ прошлого успеха;

  • повторение и закрепление прошлого успеха.

Помощь детям в «материализации» своих достижений

«Если чего-то нельзя увидеть или потрогать, то этого не существует», — думают многие дети. К сожалению, к таким неосязаемым вещам относятся их собственное развитие и рост. Для детей, которые нуждаются в «осязаемой» обратной связи, используйте следующие идеи:

  • наклейки или записочки типа «Я могу!»;

  • альбомы достижений;

  • рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Если бы дети слышали и видели признание своих достижений в той же мере, в какой они получают указания на ошибки, они бы не прибегали постоянно к поведению, построенному на страхе неудачи. Успех в любой сфере — неважно, что эта сфера выглядит для нас незначимой — должен быть замечен. Получая признание своего достижения от других, особенно от взрослых, дети «со страхами» начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать со сверстниками и воспитателями.

Приемы, помогающие признавать достижения детей:

  • аплодисменты;

  • награды и «медали»;

  • выставки;

  • самоодобрение.

Воспитателям ДОУ нужно быть особо внимательными к ситуациям, в которых ребенок откладывает выполнение задания «на потом» или не доводит что-то до конца. Если такие формы поведения закрепляются, то это становится почти непреодолимой проблемой в школе.

Рассмотрим некоторые стратегии и техники педагогического воздействия, когда цель поведения — избегание неудачи.

Стратегии

Техники

Изменяйте методы объяснения

Используйте осязаемый материал, рисунки-подсказки и т.д.

Учите позитивно рассказывать о себе и о том, что делаешь

«Я могу это сделать!», «Одно маленькое усилие — и будет результат!» и т.д.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Рассказывайте об ошибках.

Показывайте ценность ошибки как попытки.

Показывайте, как легче всего исправить ошибку.

Формируйте веру в успех

Подчеркивайте любые улучшения.

Объявляйте о любых удачах.

Признавайте трудность задания

Обращайте внимание детей на уже достигнутые успехи, представляйте их развитие в материализованном осязаемом виде

Анализ прошлого успеха.

Повторяйте и закрепляйте успехи

Признание достижений

Аплодисменты, звезды, наклейки, награды, медали, выставки

Игры-упражнения для коррекции и профилактики поведения, направленного на избегание неудачи

1. Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем своим телом, душой, как приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит так. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из ребят и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который тоже получает их аплодисменты, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче.

2. Игра-упражнение «Что важно для меня?»

Цели: Эта игра способствует развитию взаимодействия между детьми и дает возможность каждому ребенку представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает детей друг с другом. Многие дети изумляются, когда видят, сколько одногруппников, оказывается, разделяют их интересы и ценности.

Материалы: Бумага и карандаш (фломастер) — каждому ребенку.

Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Мама говорит вам, что вы можете взять с собой только три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте и нарисуйте эти три вещи на листке бумаги.

Теперь все дружно встаньте и начните бродить по комнате. Держите при этом свой рисунок так, чтобы его могли видеть остальные. Пожалуйста, ходите молча и лишь внимательно смотрите, что нарисовано у других (если не понятно, можно тихонечко спросить у автора рисунка). Когда я крикну: «Стоп!», вы останавливаетесь рядом с кем-то из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти вещи.

Анализ упражнения: Задайте детям следующие вопросы: 1) Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? 2) Чьи рисунки тебя удивили? 3) Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас? 4) Какой предмет был самым необычным? 5) О ком ты узнал что-то новое?

3. Игра-упражнение «Что я люблю делать…»

Цели: В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.

Инструкция: Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Один из нас выбирает что-то, что он очень любит делать, и начинает без слов нам показывать это. Все остальные внимательно смотрят и пытаются угадать, что хочет сказать нам выступающий. Мы с вами молчим. Когда пантомима закончится, мы выскажем свои догадки.

Анализ упражнения: Задайте детям следующие вопросы: 1) Из выступлений кого ты сразу догадался о любимом занятии? 2) Кто из детей любит делать то же, что и ты? 3) Кто из выступавших удивил тебя? 4) Трудно ли объяснять что-либо без слов?

Для проведения этих игр мы предлагаем воспользоваться сборником К.Фопеля «Как научить детей сотрудничеству?», часть 1 (М.: Генезис, 1998). В главе «Как добиться успеха?» есть описание таких игр-упражнений, как:

  • «Звучащая сила»: короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм;

  • «Хвасталки»: похвастаться своими успехами для частичного преодоления застенчивости;

  • «Что я умею делать хорошо»: в пантомимической или графической форме изобразить то, что удается (и нравится) делать ребенку.

Задание воспитателю

1. Приведите встреченные вами на практике примеры активного и пассивного поведения, направленного на избегание неудачи.

2. Закончите предложение: «Когда я был ребенком, одним из способов, которым я пытался избежать неудачи (своей очевидной несостоятельности), был такой: …»

Задание по составлению ПВД

Выберите несколько приемов педагогического воздействия на ребенка с «плохим» поведением из описанных в этой главе. Выбирая приемы, учитывайте три фактора:

  • возраст ребенка,

  • его индивидуальные особенности — что для него будет наиболее действенным и впечатляющим,

  • свои индивидуальные особенности: что более всего подходит вашему стилю воспитания и вашей личности.

Рейтинг@Mail.ru