«ЗЕЛЕНЫЙ АРХИТЕКТОР
Ролевая экологическая игра с
элементами моделирования
Цель: предложить наиболее
оптимальный вариант озеленения микрорайона, в
котором находится детский сад.
Подготовка: изучение материалов
«Экологического паспорта детского сада»,
дополнительных материалов (газетных, журнальных
статей). Организация групп и изготовление эмблем.
Участники объединяются в следующие группы:
«Врачи», «Зеленые архитекторы», «Детский сад»,
«Жители» (родители), «Биологи», «Экологи»,
«Строители».
Оформление игры: картосхемы
микрорайона, на которых отмечены парки отдыха и
природные парки, основные зеленые насаждения
улиц, местонахождение детского сада, фотографии
клумб, улиц, парка, альпийских горок микрорайона,
а также слабо озелененных участков.
Памятки группам
Группа
«Врачи»
Расскажите о роли растений в создании
благоприятной среды для проживания людей и об их
влиянии на здоровье, приведите конкретные
примеры. Оцените, достаточна ли степень
озеленения вашего микрорайона, территории ДОУ с
точки зрения комфортности среды и здоровья детей
и взрослых. Уменьшают ли зеленые насаждения
отрицательное влияние источников экологической
опасности (предприятий, автодорог, котельных и
т.п.)? Рекомендуете ли вы жителям микрорайона
собирать лекарственные растения в городе?
Почему? Есть
ли среди зеленых насаждений растения, способные
вызвать аллергические заболевания? Хорошо ли
озеленены окрестности детского сада? Защищают ли
они его территорию от шума и пыли? Ваши
предложения по размещению и подбору видового
состава зеленых насаждений в микрорайоне с
позиций улучшения окружающей детский сад среды и
здоровья детей и взрослых.
Группа «Зеленые архитекторы»
Проанализируйте, какие типы зеленых
насаждений встречаются в микрорайоне. Согласны
ли вы с существующим размещением зеленых
насаждений по территории? Правильно ли
произведено озеленение улиц, жилых кварталов,
территории детского сада с точки зрения
ландшафтной архитектуры? Где бы вы организовали
новый парк (сквер) для прогулок детей и взрослых?
Правильно ли озеленены территории вблизи
водоемов? Есть ли старые, больные деревья,
подлежащие срубке? Предложите свою картосхему
озеленения микрорайона, в том числе участков
вблизи детского сада, и докажите, что она лучше
существующей.
Группа «Жители» (родители)
Довольны ли вы озеленением своего
микрорайона? Что изменилось в озеленении
территории за последние годы? Возможно, среди вас
есть старожилы, которые помнят, каким был
микрорайон двадцать–тридцать лет назад? Где вы
любите отдыхать? Достаточно ли мест для прогулок
с детьми? Влияют ли растения положительно на ваше
здоровье? Знаете ли вы случаи отрицательного
влияния растений? (Например, затенение старыми
деревьями окон в жилых домах, возникновение
аллергических реакций на тополиный пух или
пыльцу растений.) Каково отношение жителей
микрорайона к зеленым насаждениям? Есть ли
сломанные деревья, вытоптанные газоны? Обращаете
ли вы внимание детей на красоту деревьев, клумб,
учите ли их не вытаптывать газоны, не ломать
деревья и т.п.? Собираете ли вы лекарственные
травы в черте города? Ваши предложения по
озеленению микрорайона: что нужно сделать для
детей и взрослых? Что вы лично можете сделать для
решения этой проблемы?
Группа
«Биологи»
Расскажите, что может отрицательно
влиять на состояние растений в микрорайоне и на
территории детского сада. Приведите примеры.
(Загрязнение воздуха автотранспортом,
предприятиями, вырубка деревьев для
строительства, сжигание листьев, загрязнение
почвы.) Укажите участки, где зеленые насаждения,
по вашему мнению, находятся в хорошем состоянии,
и где — в плохом. Каково состояние парков
(скверов)? Много ли людей в них отдыхает, и как
такой отдых сказывается на состоянии зон отдыха?
Какие растения используются для озеленения —
виды местной флоры или интродуцированные,
привезенные из других регионов? Какие из них
лучше приспособились к условиям микрорайона?
Ваше мнение о сорных растениях в городе. Дайте
прогноз состояния растительности микрорайона на
следующие пять–десять лет. Предложите
рекомендации по улучшению состояния зеленых
насаждений и условий их произрастания, по уходу
за растениями. Что могут сделать дети, родители,
воспитатели?
Группа «Экологи»
Объясните роль зеленых насаждений в
городе для формирования микроклимата, очистки
атмосферного воздуха от загрязнителей. Оцените
состав зеленых насаждений микрорайона с точки
зрения их устойчивости к загрязнению и
способности накапливать вредные вещества.
Правильно ли озеленены санитарные зоны
предприятий, улицы, участок детского сада и
другие территории? Есть ли в микрорайоне
природоохранные территории (памятники природы,
заказники, заповедники, природные и национальные
парки), экологические тропы? Ваши предложения по
размещению зеленых насаждений в микрорайоне.
Группа
«Строители»
Вы заинтересованы в строительстве: а)
дороги, проходящей через парк, в котором дети
гуляют с родителями и в котором детский сад
создал экологическую тропинку; б) промышленного
предприятия (возможны собственные варианты). Эти
проекты принесут вам большие доходы, но для их
осуществления необходимо уничтожить часть
зеленых насаждений. Объясните жителям, экологам,
врачам свою позицию, аргументируйте ее. Помните
— от убедительности ваших доводов зависит
реализация проектов, а значит, ваше
благосостояние.
Роль ведущего: ведущий направляет
ход обсуждения и обобщает ее итоги.
Ход игры
Начать игру можно с обращения «жителей»
(родителей) к «строителям» с требованием
объяснить ситуацию со строительством объектов и
уничтожением зеленых насаждений вблизи детского
сада. В процессе игры представители других групп
поддерживают точку зрения строителей или
возражают им, приводя соответствующие аргументы:
оценивают роль растений, их состояние в
микрорайоне, влияние на здоровье жителей, в том
числе детей.
В результате игры решается судьба
планируемых строительных объектов, составляется
план озеленения микрорайона на перспективу с
учетом мнения всех участников, а также прогноз
состояния зеленых насаждений на ближайшие годы,
формулируются рекомендации по озеленению
территории детского сада и его ближайшего
окружения. Для реализации этих идей детский сад
организует совместную акцию детей, родителей,
педагогов по посадке растений в тех местах,
которые предложили участники игры.