Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2010

Драконоведение для дошколят

— Мой сын станет палеонтологом, — сообщила мне одна мама.
Я удивилась: откуда такая уверенность в отношении пятилетнего малыша?
Мама решительно отвергла всякие сомнения:
— Он играет только в игрушечных динозавров. К книжкам раньше спокойно относился. А как купили ему энциклопедию доисторических ящеров, все изменилось. Ну, точно палеонтолог.
Мои возражения, что палеонтологи не играют в игрушки; что их профессия только на первый взгляд кажется романтичной; что они по преимуществу имеют дело с костями, а еще чаще — с фрагментами этих самых костей, и для начала мальчик должен проявить интерес к биологии, к биологии как науке, а это вряд ли выяснится так скоро, — все эти доводы показались маме неубедительными.
И все-таки повторюсь: детская страсть к динозаврам имеет гораздо больше общего с интересом к монстрам (к черепашкам-ниндзя, человеку-пауку и другим из этой компании), чем к занятиям палеонтологией.
Собственно, динозавры для ребенка дошкольного возраста — разновидность монстров. Еще один вариант ответа на проективный тест «несуществующее животное».
Кроме стремления мамы усмотреть в любви к динозаврам признак великого будущего ребенка, возможно и резко негативное отношение взрослых к «монстрам». Педагоги, особенно — в возрасте, склонны усматривать в детской привязанности к подобным игрушкам и образам «дурное начало», результат тлетворного действия телевидения, проявления агрессивного поведения. Они полагают, что можно бороться с монстрами путем их физического уничтожения или хотя бы пресечения всяких попыток пронести их на «чистую» территорию дошкольного учреждения. Ваш ребенок играет в монстров? Он непременно «агрессор». Как бороться с детской агрессией? Насилием и изъятием.
По-моему, что-то не так в датском королевстве.

Вернемся к психологическому тесту «несуществующее животное».
Согласно его толкованию, размеры, зубы и когти, щитки и броня, которыми снабжены динозавры, драконы и прочие монстры, — проекция собственных страхов ребенка, желание защититься от мира, который почему-то настроен к нему не по-доброму. Взрослые люди из страха перед насильником тоже часто желают отождествиться с ним. Так возникает «любовь» к диктаторам и террористам. Это так называемый «стокгольмский синдром» — синдром заложника.
А чувство страха не развеять разумными доводами. Рациональное всегда проигрывает в столкновении с иррациональным.
Поэтому, если ребенок склонен рисовать динозавров, если он играет исключительно в монстров, если его любимый зверь — огнедышащее чудовище, мы, наверное, заподозрим, что у него психологические проблемы. Но выход не в том, чтобы изымать или запрещать книжки или игрушки. А в том, чтобы использовать монстров для борьбы с ними самими.
Разнообразные монстры во все века тревожили человеческое воображение. Откройте «Мифы Древней Греции»: Пифон, Медуза-Горгона, циклопы, пифии, гарпии. Греческие сказители обожали о них рассказывать, а греки обожали про них слушать.
Баба Яга и огнедышащий Змей-Горыныч из русских сказок — не менее страшные существа. Одна костяная нога — признак «живого» скелета — чего стоит! Просто мы к ней привыкли.
В волшебных сказках и мифах герои, богатыри сражаются с монстрами. У них для этого есть все необходимое: богатырская сила, могущественное оружие и поддержка других высших сил.
Что есть у ребенка начала ХХI века? Ощущение собственной уязвимости и беззащитности. Плохая экипировка, чтобы противостоять чудовищам.
В последние десятилетия в детской зарубежной литературе появилось множество сказочных сюжетов про ручных динозавриков и симпатичных дракончиков. Ребенку показывают: первый шаг к победе над страхом — это его «приручение». Очень полезный совет — сделать чудовище розовым и украсить колючий хвост великолепным бантиком.
Это главный секрет драконоведения для дошколят.
Так давайте вместе с детьми приручать драконов.

Рейтинг@Mail.ru