Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2010
Уважаемые коллеги!
За всю историю конкурса «Учитель года» мало кто из педагогов дошкольного образования смог добраться до всероссийского этапа. Галина Гончарук, инструктора по физической культуре магаданского детского сада, вошедшая в пятерку сильнейших учителей, была скорее блестящим исключением, чем правилом. Но больше ее подвиг никто не повторил. Причина «поражения» часто очень проста: у региональных управленцев и членов жюри есть жесткие представления о том, каким должен быть победитель конкурса, кто после победы станет живым символом учительства в целом. И воспитатель детского сада в этот образ не вписывается.
А мы и не спорим. Мы от души приветствуем инициативу Профсоюза образования и Минобрнауки РФ организовать для дошкольных работников собственный конкурс — «Воспитатель года».
Осенью он впервые будет проводиться на федеральном уровне. Данный проект поможет вам не только подготовить конкурсанта к финалу, но и разработать содержание и формы будущих конкурсов «Воспитатель года» на региональном и местном уровне.

Порядок проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010»

I. Общие положения

1.1. Настоящий порядок проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010» (далее  — Порядок) разработан в соответствии с Положением о Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России», утвержденным совместно Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации 29.10.2009 г.

1.2. Порядок определяет место и сроки проведения заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010» (далее — Конкурс), требования к составу участников финала Конкурса, к оформлению и экспертизе материалов, конкурсные мероприятия и критерии их оценки, процедуру выбора и награждения победителя и лауреатов Конкурса; определяет состав жюри и счетной комиссии, кандидатуры председателя жюри и председателя счетной комиссии.

II. Место и сроки проведения Конкурса и требования к оформлению документов и материалов

2.1. Конкурс проводится в два тура в ноябре 2010 года. Дата начала и окончания Конкурса и место его проведения определяются решением Оргкомитета Конкурса.

2.2. Требования к подаче заявки и оформлению документов и материалов:

2.2.1. Участники Конкурса должны оформить заявку на участие в Конкурсе и пройти электронную регистрацию на сайте оператора Конкурса: http://www.vospitatel-goda.ru//index.html.
2.2.2. Участники Конкурса направляют оператору Конкурса следующие документы и материалы:

  • представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования и территориальной организации Общероссийского профсоюза образования (далее — Заявители) в соответствии с формой (приложение 1);

  • личное заявление кандидата (приложение 2);

  • информационная карта участника Конкурса (приложение 3);

  • эссе на тему «Моя педагогическая инициатива» (объемом не более 6000 знаков), подготовленное с учетом рекомендаций, представленных в приложении 4;

  • гарантийное письмо Заявителей об оплате участия в Конкурсе.

2.2.3. Прием документов и материалов осуществляется только в электронном виде с 24 мая по 10 сентября 2010 года по e-mail: garmonia@proffcenter.ru.

2.3. В течение 7 дней со дня получения заявок оператор Конкурса проводит экспертизу представленных документов на их соответствие установленным требованиям.

Кандидат не допускается к участию в Конкурсе, если:

1) он не является гражданином Российской Федерации;
2) представил более одной заявки;
3) представил не полный перечень документов;
4) выявлены несоответствия документов, а также содержащихся в них сведений требованиям к их оформлению;
5) заявка поступила позже установленного срока, кандидат не прошел регистрацию.

2.4. Оператор Конкурса подводит итоги регистрации кандидатов на участие в Конкурсе и формирует списочный состав конкурсантов, утверждаемый Оргкомитетом Конкурса.

2.5. Оргкомитет Конкурса принимает решение об утверждении состава конкурсантов не позднее 1 октября 2010 года, оформляя его протоколом.

2.6. В течение 7 дней со дня принятия Оргкомитетом решения о составе участников Конкурса оператор Конкурса направляет в электронной форме извещения конкурсантам.

2.7. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются и могут быть использованы оператором для публикаций в СМИ и при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.

III. Конкурсные мероприятия заключительного этапа Конкурса

3.1. Заключительный этап Конкурса проходит в два тура.

3.2. Каждый участник Конкурса выполняет задание в соответствии с жеребьевкой, которую проводит Счетная комиссия перед каждым конкурсным испытанием.

3.3. Первый тур

3.3.1. Творческая презентация (представление опыта работы, защита педагогической концепции — по выбору конкурсанта)

Регламент: 15 минут (включая вопросы членов жюри)
Максимальное количество баллов: 30

Критерии оценивания:

  • умение изложить свою педагогическую инициативу, опыт работы;

  • соответствие содержанию заявленной теме;

  • логичность, аргументированность, доказательность изложения;

  • практическая значимость представленной работы;

  • профессионально-педагогическая компетентность;

  • уровень научно-методического анализа, объективность оценки, качества и эффективности своего опыта работы;

  • уровень прогнозирования результата обучения и развития детей, уровень умения предвидеть возможные педагогические затруднения в реализации предлагаемой концепции;

  • направленность на реализацию современных инноваций в дошкольном образовании;

  • творческая индивидуальность воспитателя, оригинальность выступления;

  • общая и профессиональная эрудиция.

Открытое занятие с детьми (тема открытого занятия определяется участником)

Регламент: до 30 минут (включая вопросы членов жюри)
Максимальное количество баллов: 40

Критерии оценивания:

  • уровень творчества;

  • оригинальность решения целей занятия;

  • соответствие методов и приемов содержанию занятия;

  • умение взаимодействовать с группой;

  • культура речи, манера поведения;

  • профессиональная эрудиция, компетентность;

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в общении с детьми;

  • диапазон педагогических приемов;

  • степень эффективности и целесообразности использования наглядности и других средств;

  • учет возрастных и познавательных особенностей детей;

  • уровень педагогического и методического мастерства;

  • коммуникативные навыки педагога;

  • интуиция и импровизация воспитателя;

  • знание и использование достижений психолого-педагогических наук, педагогических технологий.

3.4. Второй тур

3.4.1. «Круглый стол» по теме, актуальной для российского дошкольного образования на современном этапе

Регламент (общая продолжительность обсуждения темы): 1 ч. 30 мин.
Единовременное выступление каждого участника в ходе обсуждения: 3,5 мин.
Максимальное количество баллов: 20

Каждый участник второго тура в письменном виде предлагает тему для обсуждения на «круглом столе». Темы рассматриваются жюри.
Если тема является значимой и актуальной, участник «круглого стола» получает дополнительный балл.
Из всех предложенных тем жюри выбирает две наиболее интересные для обсуждения в режиме «круглого стола». Участник, чья тема выбрана для жеребьевки, получает еще один дополнительный балл.
За час до начала «круглого стола» жюри проводит жеребьевку и выбирает из двух тем одну. Тема сообщается участникам круглого стола.

Критерии оценивания выступлений в ходе обсуждения темы:

  • наличие собственной позиции по теме — 0–3 балла;

  • содержательность и аргументированность каждого выступления в ходе обсуждения — 0–10 баллов;

  • умение вести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами; корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций) — 0–7 баллов.

IV. Жюри и счетная комиссия Конкурса

4.1. Для оценивания конкурсных мероприятий создается жюри. Состав жюри формируется и утверждается Оргкомитетом Конкурса не позднее 15 дней до начала Конкурса.
В состав жюри входят руководители дошкольных образовательных учреждений, заслуженные педагоги, методисты, преподаватели педагогических вузов, представители науки, победители конкурсов педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений, представители общественных организаций, родители.
4.2. Жюри оценивает выполнение конкурсных мероприятий в баллах в соответствии с критериями, утвержденными Оргкомитетом Конкурса. По каждому конкурсному мероприятию члены жюри заполняют оценочные ведомости и передают их в счетную комиссию.
4.3. Члены жюри обязаны соблюдать настоящий Порядок, голосовать индивидуально, не пропускать заседания без уважительной причины.
4.4. Члены жюри имеют право вносить предложения Оргкомитету о поощрении участников заключительного этапа Конкурса специальными призами.
4.5. Председатель жюри обеспечивает соблюдение настоящего Порядка и координирует работу жюри Конкурса.
4.6. Председатель жюри имеет право делегировать свои обязанности одному из членов жюри.
4.7. Для проведения жеребьевки, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками финала Конкурса конкурсных заданий, организации подсчета баллов, набранных участниками заключительного этапа Конкурса в конкурсных мероприятиях.
Оргкомитет Конкурса формирует и утверждает состав счетной комиссии.
4.8. Работа жюри и счетной комиссии может быть зафиксирована Оргкомитетом Конкурса на видеопленку, которая архивируется и может быть использована для разрешения конфликтов и протестов против нарушения настоящего Порядка.
4.9. Оценочные ведомости архивируются Оргкомитетом и могут быть подвергнуты анализу после завершения Конкурса.

V. Определение и награждение победителя и лауреатов Конкурса

5.1. Семь участников Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого тура, объявляются лауреатами Конкурса.
5.2. Победителем Конкурса считается участник Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого и второго туров.
5.3. Объявление победителя и награждение участников Конкурса проводится на церемонии торжественного закрытия Конкурса.
5.4. Все участники Конкурса награждаются памятными дипломами Конкурса.

Оператор Конкурса: АНО «Гармония-Профцентр»

Тел.: 8(499) 975-35-54

Сайт: http://www.proffcenter.ru/

Электронная почта: garmonia@proffcenter.ru

Приложение 1

 

В Оргкомитет заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010»

Представление

________________________________________________________________________

(наименование органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования)

________________________________________________________________________

(наименование территориальной организации Общероссийского профсоюза образования)

выдвигает ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество участника Конкурса)

победителя __________________________________________________________

(название регионального этапа Конкурса)

на участие в заключительном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010».

Руководитель Заявителя

________________________ ________________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

М.П.

 

Приложение 2

В Оргкомитет заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010»

Заявление

Я, ___________________________________________________________________ ,

(фамилия, имя, отчество)

даю согласие на участие в заключительном этапе I Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010» и внесение сведений, указанных в информационной карте участника Конкурса, в базу данных об участниках Конкурса и использование, за исключением разделов № 7–9 («Контакты», «Документы», «Личные банковские реквизиты»), в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.

«_____» __________ 20____ г. _____________________

(подпись)

 

Приложение 3

Регистрационный номер ___________

Дата поступления ___________

Информационная карта участника заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010»

(фотопортрет
4x6 см)

________________________________________________________

(фамилия)

________________________________________________________

(имя, отчество)

 

1. Общие сведения

Субъект Российской Федерации

    

Населенный пункт

 

Дата рождения (день, месяц, год)

 

Место рождения

 

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

 

Занимаемая должность

 

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

 

В каких возрастных группах в настоящее время он работает

 

Аттестационная категория

 

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

 

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) 1

 

3. Образование

Название, год окончания учреждения профессионального образования, факультет

 

Специальность, квалификация по диплому

 

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т.п., места и сроки их получения)

 

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

 

Ученая степень

 

Название диссертационной работы (работ)

 

Основные публикации (в том числе брошюры, книги)

 

4. Конкурсное задание первого тура «Открытое занятие»

Тема занятия

 

Возрастная группа детей

 

Необходимое оборудование

 

5. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

 

Участие в работе методического объединения

 

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

 

6. Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

 

Дети (имена и возраст)

 

7. Досуг

Хобби

 

Спортивные увлечения

 

Сценические таланты

 

8. Контакты

Рабочий адрес с индексом

 

Домашний адрес с индексом

 

Рабочий телефон с междугородним кодом

 

Домашний телефон с междугородним кодом

 

Мобильный телефон с междугородним кодом

 

Факс с междугородним кодом

 

Рабочая электронная почта

 

Личная электронная почта

 

Адрес личного сайта в Интернете

 

Адрес школьного сайта в Интернете

 

Адреса в Интернете (сайт, блог и т.д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

 

9. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

 

ИНН

 

Свидетельство пенсионного государственного страхования

 

10. Личные банковские реквизиты

Наименование банка

 

Корреспондентский счет банка

 

БИК банка

 

ИНН банка

 

Расчетный счет банка

 

Лицевой счет получателя

 

Филиал/отделение банка

 

11. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

 

Почему нравится работать в ДОУ

 

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

 

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия воспитателя

 

12. Приложения

Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов).

______________________________________________________________________

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:

__________________________ ( _____________________________ )

(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)

«____» __________ 20____ г.

Подборка фотографий

1. Портрет 9x13 см;
2. Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т.п.);
3. Дополнительные жанровые фотографии (не более 5)

Фотографии предоставляются в бумажном варианте и в электронной копии на компакт-диске в формате jpg с разрешением 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера

Материалы участника

Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации

Представляется на компакт-диске в формате DOC (doc) в количестве не более пяти

 

Приложение 4

Рекомендации к написанию эссе на тему «Что значит быть воспитателем детского сада?»

Эссе — небольшое по размеру прозаическое произведение, в котором в свободной форме неформальным литературным языком высказываются собственные мысли и чувства.
В рамках конкурса эссе призвано продемонстрировать профессиональную способность участника к общению с коллегами и родителями, с представителями общественности в письменной форме.
Поэтому эссе, представленное на конкурс, должно быть связано с педагогической тематикой, с самыми разными ее аспектами.
Это могут быть «зарисовки», посвященные рабочему дню конкурсанта, одному-единственному занятию или педагогическому приему; художественные портреты воспитанников конкурсанта и своих взаимоотношений с ними (что важно для конкурсанта в детях, с какими особенностями в их поведении и мироощущении он столкнулся); размышления на злободневные темы жизни детского сада; восприятие проблем педагога членами его собственной семьи и т.п.
Эссе может носить характер философского рассуждения, лирического высказывания, юмористической заметки и даже фантазий на тему будущего.
Объем эссе — от 2 000 до 20 000 знаков.
Однако объем не является показателем качества написанного.
Короткое эссе может получить больше баллов, чем длинное.


1 Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.

Рейтинг@Mail.ru